Разговор о бизнесе. Владимир Моженков: «Оперировать цифрами, а не буквами»
Владислав Беляков
Владислав Беляков
Десятки собственников пензенских компаний, генеральных директоров и топ-менеджеров изъявили желание посетить мастер-класс известного предпринимателя и тренера Владимира Моженкова «Панель управления, или Как «оцифровать» компанию». Мероприятие было организовано «Пензенским Бизнес-журналом» и прошло в нашем городе 17 октября.



Владимир Моженков относится к тому типу людей, которым удалось создать, развить и систематизировать бизнес, стать лидером отрасли, а затем успешно продать бизнес на пике его роста. В свое время Моженков был признан лучшим топ-менеджером «Ауди» в Европе. Дилерский центр «Ауди Центр Таганка», основанный им, продавал в среднем один автомобиль в час, тогда как другие дилерские центры, расположенные в Европе, реализовывали лишь одну машину в день. Секретами управления персоналом, способами «оцифровки» компании Владимир поделился с представителями пензенского предпринимательского сообщества.

Тупой карандаш лучше, чем острая память


Когда успешных руководителей бизнеса со всего мира опросили, какие качества помогли им добиться успеха, 85 процентов респондентов упомянули хорошее настроение. Владимир призвал руководителей каждый день начинать с положительного настроя, а все важные мысли всегда конспектировать.

— Тупой карандаш лучше, чем самая острая память, — сказал Моженков. — Тупым карандашом я исписал сотни блокнотов. На слух мы запоминаем лишь 10 процентов услышанного, а записать успеваем до 40 процентов тезисов. Я храню эти блокноты, и порой перечитываю записи. И они помогают мне в жизни и в бизнесе.

Владимир первым в стране начал вводить на предприятии сбалансированную систему показателей, которую «шлифует» до сих пор. Он уверен, что любой бизнес следует диагностировать по ключевым показателям, и лишь исходя из них, принимать решения.

При этом в ключевых показателях не может быть таких понятий как «больше», «меньше» или «около того». Оперировать нужно исключительно конкретными цифрами. И начинать считать надо с самого первого дня, как вы только решили заняться бизнесом.

— Прежде чем вкладывать деньги в бизнес, следует просчитать рентабельность собственного капитала, — отметил спикер. — Я для себя вывел формулу. Если рентабельность составляет депозит в банке плюс 3-4 процента, вкладывать деньги в бизнес имеет смысл. Если нет — дело может оказаться не только малоприбыльным, но и опасным, грозящим лишить вас всего, что у вас уже к этому времени есть. Игра не стоит свеч. Лучше займитесь другим бизнесом или положите деньги в банк, и пусть за вас работает Герман Греф. Тоже самое касается займов и кредитов. Если рентабельность превышает 25%, можно брать кредит, расширять предприятие, налаживать выпуск нового продукта и т.д. Если меньше 10%, надо срочно принимать меры — оптимизировать компанию и вводить антикризисное управление.

Общаться с сотрудниками внутри компании Владимир Моженков также рекомендует языком цифр.

— В Союзе композиторов общаются нотами, в Союзе писателей — буквами, язык бизнесменов — цифры, — подчеркнул бизнес-тренер. — Если в компании несколько сотен сотрудников, а среди них — два десятка управленцев, руководитель не может себе позволить выслушивать их устные словесные отчеты. Время слишком дорого. Только цифры: план — факт, план — факт, план — факт… Цифры — это ответственность и результат. При этом ключевые показатели для каждого сотрудника должны быть введены не только на год и месяц, но и на каждый день. Любой сотрудник — даже кладовщик, парковщик или грузчик, — приходя на работу, должен иметь четкое представление, что ему предстоит сделать сегодня. Пусть каждый будет таким маленьким генеральным директором своего рабочего места — со своими стратегическими целями, планами на день, месяц, год.



О наличии цели и плана


Кстати, по словам Владимира Моженкова, лишь у 10 процентов российских компаний есть стратегическая цель. У половины из этих 10 процентов — цель на 5, в лучшем случае, на 10 лет. Редкость, когда на 15 лет. Отсутствие цели, по мнению бизнес-тренера, приводит к тому, что предприятие в лучшем случае не развивается, а в худшем — деградирует. Сотрудники и их руководитель живут по принципу «День прожит — и хорошо, завтра будет еще один день, точно такой же, как был вчера».

— Не надо бояться ставить себе стратегическую цель на 15, 20 и даже на 30 лет, — заявил Моженков. — Если сейчас вам 40 лет, и у вас успешная компания, не надо думать о пенсии. Это не для нас. Предприниматели на пенсию не уходят, если они в бизнесе, то остаются в нем до самой смерти. Минимум еще лет 30-40 вы будете работать. А значит, можно ставить стратегическую цель на такой срок. Пусть сейчас она кажется вам недосягаемой, зато есть к чему стремиться. Конечно, любая цель должна быть закреплена планом, как ее достичь. В нем тоже не злоупотребляйте словами. План достижения цели должен занимать не более одной страничке. И состоять — повторюсь — из конкретных цифр на каждый период развития.


Сотрудник, а не подчиненный


— Никогда не называйте персонал подчиненными, только сотрудниками и коллегами, — сказал спикер. — Когда человек считает себя подчиненным, он не проявляет должного интереса к работе. Ждет, когда начальство укажет ему, что делать. А если нет сигнала — значит, можно вообще ничего не делать. Другое дело — сотрудник, коллега. Тогда он чувствует себя частью коллектива, необходимым человеком в команде, и показывает гораздо лучшие результаты.

Интересную точку зрения Моженков имеет по поводу текучести кадров. По его мнению, она должна составлять не более 10 процентов в год. Если она превышает 20 процентов — компания фактически работает на конкурентов, воспитывая кадры для них. Время сейчас такое, что люди стараются держаться за свое рабочее место. Если они уходят — значит, недостаточна мотивация (низкая зарплата, высокие требования, собственник — самодур и идиот). Надо что-то менять. Например, зарплата в компании, считающей себя приличной, должна быть выше средней по рынку. Хотя бы на 5-10 процентов.

Но и менее 10 процентов текучести кадров — тоже плохо, утверждает бизнес-тренер. Неизменный состав сотрудников порождает застой в производственных процессах. Как быть, если никто в течение года из компании по собственному желанию не увольняется, а уволить сотрудников не за что? Слегка повысить норму выработки — отвечает Владимир. Но — не переборщить. Тогда удастся избежать застоя.

Впрочем, в отношении к кадрам встречаются и исключения. Например, в «Макдональдсе», согласно открытым данным, текучесть кадров близка к 100 процентов в год. Тем не менее, компания остается мировым лидером среди сетей ресторанов быстрого питания. Но если вы — не «Макдональдс», с кадрами лучше не экспериментировать.

В ходе мастер-класса Владимир также рассказал, как контролировать финансовые и клиентские показатели компании, поведал тонкости работы с персоналом, привел примеры отчетности сотрудников.

Уместить все услышанное в одном материале на портале — невозможно. Всем, кто стремится к развитию своего бизнеса, надо послушать спикера лично. И вскоре такая возможность представится. Владимир Моженков отметил, что ему нравится бывать в Пензе, и к пензенским бизнесменам он относится к теплотой. Они креативны и любознательны, не боятся задавать самые «скользкие» вопросы. Спикер пообещал приехать в наш город в конце января следующего года. И сразу с серией мастер-классов.

Фото автора


Похожие статьи