Разговор о бизнесе. Павел Берсенев — о том, как угнаться за меняющимися технологиями
Владислав Беляков
Владислав Беляков
Гость нашей рубрики — Павел Берсенев, генеральный директор ООО «Невсем» — компании, которая занимается продвижением в интернете.



— Первый свой опыт сайтостроения я получил в конце 90-х годов, когда учился в институте, — рассказывает Павел. — Знакомый попросил сделать ему сайт. Конечно, ресурс был сделан «на коленках», о дизайне никакой речи не велось, но, тем не менее, сайт получился нормальным — с контактами, каталогом и всем тем, что необходимым, что хотел заказчик.

А азы интернет-рекламы и продвижения, как бы смешно это не звучало, я начал осваивать в армии. У молодых офицеров вечером было много свободного времени. Занятий не так уж и много. Либо ты ездишь по кабакам и развлекаешься, либо занимаешься каким-то полезным делом, например, учишься. Я выбрал второе.

— То есть, в армии у тебя была возможность проводить время в интернете?

— Не все так просто. Сначала я ездил в интернет-кафе, расположенное в 30 км. от места, где я служил. Тогда и сотовой связи-то толком не было. Но через полгода я купил на развале шнур и подключил свой телефон к компьютеру, стал использовать его в качестве модема. Так у меня появился «свой» интернет. Это был 2004 год. Тогда я и стал экспериментировать с продвижением.

Сфера интернет-маркетинга только зарождалась. Поисковики — молодые, засилья рекламы в интернете нет. Направление было перспективным и быстрорастущим. Хороший оптимизатор за год мог заработать себе на квартиру, причем в Москве.

— Получается, ты вовремя занял появившуюся в бизнесе нишу?

— В принципе, да. Но сейчас эта сфера очень быстро меняется, и сложно за этими изменениями угнаться. Даже большие компании, где есть свои аналитические отделы, порой не успевают за новшествами, и мгновенно «схлопываются». Далеко за примерами ходить не надо. Некоторые до последнего времени популярные интернет-магазины уже приказали долго жить.

В технологиях продвижения все меняется настолько быстро, что я не строю планов дальше, чем на полгода. Что будет через год, совершенно не понятно. Было, например, время бирж, которые продавали ссылки. Они правили миром поискового продвижения, и была уверенность, что это навсегда. Сейчас это спящие гиганты. Ссылки перестали быть главным фактором и зачастую больше не нужны.

В плане специализации тоже все изменилось. Есть люди и компании, которые работают всего с одной площадкой. Понятно, что такая узкая направленность в будущем приведет к тому, что им будет сложно перестроиться на что-то другое. К примеру, многим оптимизаторам, которые держали своих клиентов на «ссылочной игле», пришлось уйти из профессии.

— Когда ты стал работать официально?

— Первое общество с ограниченной ответственностью я зарегистрировал в 2009 году. В том году всем известный Евгений Мануйлов проводил конференцию для пензенских компаний, имеющих отношение к интернету. Там присутствовал Олег Звонов, ныне — председатель Совета МНПК «Росоператор». Он и предложил сделать отдельное предприятие, которое будет заниматься продвижением. Я решил — почему бы и нет?

На первых порах веб-студия «Пенза-Онлайн» обеспечивала мне клиентов, а я с ними заключал определенное количество сделок. Мы и сейчас сотрудничаем. Потом хорошо заработало «сарафанное» радио. Клиенты рассказывали о нас своим знакомым, те приходили и делали новые заказы.

— Конкуренция была?

— Тогда многие веб-студии позиционировали себя и как продвиженцы. Даже если сейчас в Яндексе набрать в строке поиска: «веб-студии Пензы», можно насчитать таковых до 80 штук. И, как окажется, более половины из них занимается, в том числе, якобы продвижением сайтов (а на деле отдают заказ на сторону). Разумеется, офисы есть не у всех. Многие работают в одиночку дома. Да и разброс цен за услуги огромный. Создание сайта может стоить и 5 тыс., и 500 тыс. рублей. Также на порядок отличаются цены на услуги по продвижению. Но, по большому счету, как компания, специализирующаяся на продвижении, мы в Пензе были первыми. И практически единственные в городе, кто постоянно публикуется в региональных и федеральных печатных изданиях, онлайн-СМИ. Поэтому, наверное, до сих пор на слуху.

Вообще, мы очень активно искали клиентов. Для этого проводили бесплатные семинары. Например, в 2010 году привезли специалистов из RU-CENTER и Google. Собрали около 400 человек. Из которых затем получили десяток клиентов. Делали и еще проще — заходили в каталог пензенских сайтов, смотрели, кому точно требуется переработка сайта и раскрутка, обзванивали руководителей.

Понятно, что список клиентов нашим регионом не ограничивается. Есть клиенты из Москвы, Питера и других городов. Есть клиенты, которые приходят на разовые услуги, есть постоянные, которых мы «ведем» уже лет 10.

— Можешь назвать самую большую сумму заказа?

— Был клиент, с которым мы работали за 250 тыс. рублей в месяц. В эту сумму входила и разработка сайта и его продвижение. Это был московский интернет-магазин бытовой техники. Конкуренция тогда была в разы ниже, чем сейчас, и интернет-магазины могли еще выжить.

— А сейчас в твоей сфере как обстоят дела с конкуренцией? Почему владелец сайта должен прийти именно к вам, а не в другую контору?

— В любой сфере — будь то медицина, образование или технологии, люди обращаются к тем экспертам, которых знают. Конкуренцию составляют те, кого заметно. Нас знают. И идут во многих случаях просто посоветоваться. За каждый чих мы денег не требуем. В России очень много подобных компаний. Но, в конечном счете, все упирается в конкретного специалиста, который работает с клиентом.
Плюс — мы не беремся за заказ, если не сможем помочь. К примеру, когда клиент работает на явно падающем рынке. Например, продает ежедневники в интернете. Они, может, и нужны. Но кто их будет заказывать в интернете?

— Перечисли пензенских клиентов, с которыми работаешь уже не первый год?

— Это ЗАО «ЮМИРС», которое разрабатывает и производит системы охраны периметра; компания «Гейзер», занимающаяся производством автоматических промывочных установок; ООО «Евлашевский ДОК», строящий дома и много других.

— Сколько человек работает в ООО «Невсем»?

— Сейчас — вместе со мной — четверо. Максимум у нас было семь штатных сотрудников. Но проще какие-то разовые работы, небольшие заказы передать на фриланс, чем держать кучу людей.

— В этом году ты проводил конференцию «Продвижение без пафоса». В следующем году планируешь нечто подобное?

— Да. Это мероприятие будет ежегодным. 20 февраля 2018 года мы снова проведем конференцию «Продвижение без пафоса». Причем, разобьем всю движуху на две секции — теоретическую и практическую, чтобы показать, как работает продвижение на конкретных проектах. Программа почти сформирована, осталось определиться с хедлайнером. Пока ведем переговоры с Яндексом, Mail.ru Group, Rambler.

С местом сейчас тоже решаем. Думаю, соберем около 300 участников из Пензы, Саратова и Саранска. Входные билеты сделаем доступными —1,5-2 тыс. рублей.

— Кто является аудиторией конференции?

— Малый бизнес, выпускники вузов, сами продвиженцы. То есть по большей части эта конференция для не-специалистов. Говорим о сложных вещах на понятном языке. Регистрация для участников уже открыта!
Источник фото: Фото — Андрей Рыскин, http://butik58.ru

Похожие статьи