Разговор о бизнесе. Наталья Гарина
Журналист
Журналист
Владислав Беляков

Информационно-аналитический портал «Пенза-Онлайн» продолжает цикл интервью с пензенскими предпринимателями. Чем живет малый и средний бизнес в регионе, какие проблемы испытывает? Нужно ли ждать помощи от государства? С чего начать собственное дело, как развиваться? Об этом и многом другом наши читатели узнают из первых уст.

Наталья Гарина

Рассчитывайте свои силы


По данным статистики, среди российских бизнесменов менее 20 процентов женщин. Большая часть из них занята в малом и среднем бизнесе. Сегодняшний собеседник редакции портала — Наталья Гарина, владелец клининговой компании «Чистый Дом» (клининг — профессиональная уборка помещений силами специализированных организаций — примечание автора).

— Свою компанию мы с партнером создали в 2003 году, — рассказывает Наталья. — Тогда все было в новинку. До нас подобным бизнесом в Пензе никто не занимался. И мы сначала думали, что пришли в наименее затратную отрасль. На самом деле, мы ошибались — только на первом этапе в оборудование пришлось вложить 1,5 млн рублей. Оказалось, что профессиональные пылесосы и поломоечные машины стоят в разы больше, чем мы предполагали.

К тому же наше появление на рынке восприняли неоднозначно. Клининг считался тогда чем-то в своем роде неприличным. И три первых года мы работали в Пензе одни.

— А как сейчас обстоят дела с конкуренцией?

— Каждый год в Пензе возникает несколько предприятий, предлагающих подобные услуги. Большинство из них закрываются через 3-6 месяцев, потому что заранее не представляют, с чем им придется столкнуться. Начинающие бизнесмены обычно делают ставку на что-то одно — например, на уборку квартир или на участие в тендерах по госзакупкам. Не ошибусь, если скажу, что оба варианта — бесперспективны. Нужно рассчитывать свои силы и на разовые договоры, и на системные долгосрочные контракты, и на участие в тендерах.

Обычно такие открывающиеся и тут же закрывающиеся фирмы появляются, когда сотрудник, проработавший пару лет в известной компании, решает, что он уже набрался опыта и созрел для собственного дела. В итоге он покупает, условно говоря, три швабры, нанимает три уборщицы и сразу выходит на тендеры. Бывают случаи, когда бывшие сотрудники перебивают контракты у своих руководителей.

Потом с ними, как правило, разрывают договор, поскольку организовывать работу они не умеют. Вообще же, с местными компаниями мы скорее в приятельских, часто даже в партнерских отношениях. Проблемы испытываем, пожалуй, лишь из-за случайных клининговых фирм.

— В каком смысле случайных?

— В последнее время в местные тендеры и аукционы стали активно влезать иногородние компании. Например, в этом году была объявлена закупка на уборку помещения регионального офиса одной крупной организации. Люди готовы были заплатить большие деньги за годичный контракт. Московская компания согласилась проделать эту работу за вдвое меньшую сумму. Конечно, они и выиграли тендер. Прислали пять уборщиц и кое-как убираются там. В организации плачут, жалуются на качество уборки, но ничего поделать нельзя — контракт заключен на год. А судиться никто не хочет. Это долгое и муторное дело.

Кстати, по своим каналам мы выяснили, что эта московская фирма таким образом уже «окучила» несколько городов. В столице ей давно уже не доверяют, она пошла в регионы. Но более года в одном городе не задерживается. Точно так же стали поступать и некоторые фирмы из соседних с нами регионов.

Хотели, как лучше


— Наверное, это говорит о несовершенстве системы госзакупок?

— Законодатели хотели, как лучше — поставить госучреждения на аутсорсинг, сделать все на конкурсной основе, чтобы закрыть клапан для откатов. Но в итоге в тендерах участвуют недобросовестные компании с демпинговыми ценами.

Заходят то в один, то в другой регион. А прописать в техническом задании количество уборщиц, используемое оборудование и критерии качества уборки, по законодательству нельзя. Там значится лишь «оказание услуги». И все. Кто оценил свои услуги дешевле — тот и победил в тендере.

— И как же оценивается качество уборки?

— Есть, конечно, соответствующий ГОСТ. Но изучить его сложно. Документ громоздкий. По факту — оценивают визуально. Условно чисто — значит, все нормально. Возвращаясь к теме конкуренции, хочу отметить, что конкуренция — это хорошо. Она держит меня в тонусе и не дает расслабляться. Но конкуренты должны быть добросовестными.

— Какие требования предъявляет «средний» заказчик?

— Нереальные, если честно. Он хочет, чтобы было дешево и с максимальным, желательно, европейским, качеством. Но, ребята, так не бывает! Мы с вами не в сказке! Я понимаю, что все хотят сэкономить. Но за три копейки вас никто не обеспечит тележками с отжимами, сотрудниками в форме и маркированными швабрами разного цвета.

 К счастью, к крупному бизнесу постепенно приходит понимание, что ни к чему ему головная боль, связанная с уборкой. Лучше переложить уборку на другие плечи. Это удобно хотя бы потому, что не надо «заморачиваться» кадровыми вопросами с обслуживающим персоналом.

Кредиты: и добро, и зло


— Наталья, ваша компания пользовалась кредитами?

— Никогда. У меня страх, сохранившийся из 90-х годов, когда многие бизнесмены после попадания в кредитную яму оказывались нищими на улице. У нас при заключении договора максимальная часть закладывает на фонд заработной платы, еще часть — на оборудование. Если пользоваться кредитами, думаю, что вся прибыль будет уходить на их оплату.

Хотя сейчас, в настоящее время, кредитные институты я считаю хорошим подспорьем для бизнеса. Просто нужно уметь ими пользоваться. Это не каждому дано.

У нас внутри компании среди административного персонала практикуется выдача беспроцентных корпоративных кредитов. Люди пользуются. Даем требуемые суммы, а потом работник возвращает долг из зарплаты. Кстати, за 13 лет работы я ни разу не задерживала сотрудникам зарплату. И этим я горжусь.

— Вы наверняка общаетесь со многими пензенскими бизнесменами. Каковы, по-вашему мнению, должны быть отношения внутри бизнес-сообщества?

— Представители бизнеса должны поддерживать и помогать друг другу. Делить нам нечего. Каждому найдется ниша. Мы дружим не только с клиентами и партнерами, но и с конкурентами. Один раз мне, правда, «перебежали» дорогу… Но ничего страшного не случилось.

Я против того, чтобы плодить врагов. Большинство представителей пензенского бизнеса мне симпатичны. Люди, которые чего-то добились в жизни, и при этом удержались на месте, в любом случае интересны.

Фото автора


Похожие статьи