Инновации в Пензе: И непременно создать группу Вконтакте
Журналист
Журналист
Как областное правительство налаживало взаимопонимание и поддержку с резидентами технопарков и бизнес-инкубаторов.



12 января в областной библиотеке им. М.Ю. Лермонтова состоялась «Стратегическая сессия «Бизнес и власть: взаимопонимание и поддержка». На мероприятие были приглашены представители органов государственной и муниципальной власти, бизнесмены и представители объединений предпринимателей.

Цель мероприятия первый заместитель министра экономики Рауф Чакаев определили так:

«Проведение стратегической сессии нацелено на установление конструктивного диалога между органами государственной власти и предпринимателями, на обсуждение предложений по созданию в области максимально благоприятных условий для жизни людей и улучшения экономического климата региона».

От достижений к проблемам за 15 минут


Нас, в связи с нашими последними изысканиями, более всего заинтересовало заседание рабочей группы по направлению «Удовлетворенность предпринимателей объектами инвестиционной инфраструктуры (технологические и промышленные парки, промышленные площадки), находящимися на территории субъекта Российской Федерации». Модератором которого выступил зампред областного правительства Валерий Беспалов. Беспалов, надо отметить, в своем выступлении был куда менее официален и более конкретен в поставленных задачах.

«Мы для чего здесь вас собрали? Мы, конечно, можем победно рассказывать о том, что Пенза является лидером по количеству бизнес-инкубаторов в России, что наш регион — единственный, где созданы технопарки по линии Минэкономразвития о том, что наш Центр кластерного развития также весьма успешен — 5 место по стране… Но! Перед нами (властями — прим. автора) встает вопрос: «А что мы должны дальше сделать?».

Хорошо сказано! Однако на деле заседание рабочей группы состояло по большей части именно из реляций и рассказа о предоставляемых возможностях. Второе, кстати, возможно, было и полезно: спектр услуг технопарков и бизнес-инкубаторов, возможности фонда «Поручитель», рассказ вице-президента банка «Кузнецкий» о возможностях получения кредитов для малых и средних компаний по льготным ставкам… Дело, однако, в том, что это было бы полезно потенциальным резидентам технопарков и бизнес-инкубаторов, а собрали уже готовых. Так что первый час с лишним производил впечатление некоего ритуального действа — традиционного, увы, для мероприятий, проводимых властью.

И только заключительные 15 минут (зал был ангажирован на строго определенное время) пошли по обозначенному целевому направлению.

Все в фэйсбуки!


Один из присутствовавших предпринимателей сказал, что сейчас здесь мы толком и ничего обсудить не успеем, а проблем море, потому неплохо бы в оперативном режиме проводить какие-нибудь встречи и круглые столы. Валерий Беспалов согласился и поручил «старательно ручкой записать все интересующие темы, а потом…». Но его поправил другой предприниматель, указавший на то, что здесь «айтишников» полно, которые могут организовать подобное общение на постоянной основе в онлайн-режиме. Зампред среагировал мгновенно, поручив создать группы в Фэйсбуке и вКонтакте.
   
«Такие мощные структуры как Внешэкономбанк и Фонд развития моногородов организовали свою группу «Диалог 319», где обсуждают проблемы моногородов. И нам надо. Мы можем этим не очень серьезным инструментом очень серьезно воспользоваться».

Три замечания от инноватора


Самым буйным из присутствовавших оказался Андрей Дашкин, директор компании «Юнимикс». Он обозначил три момента, которые власти неплохо бы учесть.

Первое. Большинство компаний, воспользовавшихся предоставленными технопарками и инкубаторами возможностями, не являются инновационными (ох, как это верно!). А это изначально предусматривалось, для этого все и затевалось. Инновация — это идея, обладающая всемирной, или хотя бы общероссийской (в плане импортозамещения) новизной. А не все подряд. Отсюда возникает второе.

Второе. Российская система патентования не дает защиты для инновационных отечественных разработок. И китайские, европейские, американские производители на российские патенты просто плюют. Международные же патенты обходятся в десятки тысяч и бедным нашим инноваторам не по карману. В результате инноваторы либо «плюют» на все и работают незащищенными, либо кладут свои разработки под сукно до лучших времен, хотя могли бы их продавать.

Валерий Беспалов согласился с тем, что данный вопрос «архиважен» (привет Владимиру Ильичу — не прошли даром годы сотрудничества с коммунистами!), и что работа в этом направлении ведется— в частности Российский экспортный центр, в том числе, занимается и вопросом возмещения затрат на международную сертификацию. И что предприятия кластера «Биомед», а также предприятия «Станкомашстрой» у нас этими механизмами уже воспользовались. Будем работать и дальше, надо полагать.

Третье. В американской «Силиконовой долине» на практике действует т.н. «воронка инноваций», когда из ста стартапов на входе остается три успешных коммерческих проекта на выходе. Но американцы себе это могут позволить — к ним со всего мира все стекается. А при нашей-то бедности каждого инноватора необходимо опекать. Отсюда инициатива — создать региональный реестр инноваций и по каждой оказывать адресную поддержку. Валерий Беспалов обещал вопрос проработать.

Но на двери уже напирали представители следующей рабочей группы, а потому заседание данной было спешно закрыто.

Как правильно делать опрос


Крайне порадовал механизм сбора отзывов, практикуемый у нас. Всем участникам работы группы были розданы опросные листки «Анкеты по направлению Национального рейтинга «В 1.4 Удовлетворенность предпринимателей объектами инвестиционной инфраструктуры (технологические и промышленные парки, промышленные площадки), находящимися на территории субъекта Российской Федерации». В них предлагалось оценить по пятибалльной шкале уровень доступности, спектра услуг и эффективности оных в объектах инвестиционной инфраструктуры (т.е. тех самых технопарков и бизнес-инкубаторов).

Нормально! Но! К анкетам была приложена «Памятка для проведения оценки», где каждому опросному пункту соответствовал рапорт о достижениях. «Уровень доступности мест» — «Область — лидер в России по количеству бизнес-инкубаторов. Всего создано 14 областных бизнес-инкубаторов…». «Уровень эффективности» — «…особенностью сети бизнес-инкубаторов Пензенской области является наличие высокотехнологичного производственного оборудования, закупленного на бюджетные средства…» ну и т.д.

Сразу вспоминается анекдот про экзамен по географии с тремя вариантами формулировки вопросов. Первый — «Куда впадает крупнейшая река европейской части России?». Второй — «В какое море впадает Волга?». Третий — «А уж не в Каспийское ли море Волга впадает?».  Высокие показатели по пензенскому анкетированию, думается, обеспечены.

PS. Возвращаясь к нашему материалу по бизнес-инкубаторам. Руководитель Управления инновационной политики Павел Удалов лично обещал нам ответить на все поставленные нами вопросы. На следующей неделе. Ждите с нами!

Источник фото: http://pnzreg.ru/

Похожие статьи