Дмитрий Потапенко: «Если бы мне предложили возглавить министерство экономики Пензенской области…»
Журналист
Журналист
Сергей Зимин
 
Известный российский предприниматель, управляющий директор Management Development Group Inc Дмитрий Потапенко нередко позиционируется в качестве некоего гуру консалтинга в сфере развития такого направления отечественного бизнеса, как торговые сети для массового сектора.

 Кроме того, Дмитрий Валерьевич зарекомендовал себя как интересный спикер и яркая публичная фигура, любимая прессой. Читатели портала «Пенза-онлайн» уже имели возможность оценить неординарность его высказываний. Свое реноме он подтвердил и 17 марта во время пресс-конференции онлайн для представителей СМИ Поволжья и Черноземья, выдержки из которой мы предлагаем вашему вниманию.

Дмитрий Потапенко— Дмитрий Валерьевич, Вас представляют как некоего серийного предпринимателя. А есть ли у Вас реальный бизнес?

— Как понимаю лично я, серийным бывает убийца, но никак не предприниматель. Реальный бизнес, который был, есть и остается — ритейл, общепит, производство продуктов питания. Сегмент людей, с которым мы работаем — нищие и нищающие.

  Мы также обеспечиваем «жратвой» в столовых, которые находятся на автотранспортных предприятиях, овощебазах, и т.п. В общем, я никакой не серийный предприниматель, это точно. Назвал бы себя предпринимателем сетевым.

— Как бы вы охарактеризовали нынешний предпринимательский климат в регионах?

— Для себя надо понять, что предприниматели на федеральном и региональном уровнях принципиально не отличаются. Есть, назовем таких бизнесменами, которые «подсосаны» к бюджету. И в зависимости от близости «по крови», они чувствуют себя плохо, но не очень. Бюджет оскудел, а «лохань» от него «пилится» на то же количество игроков. А аппетиты умерить невозможно, хочется большего. А этого большего нет.

Есть люди, которых я называю предпринимателями. Они работают в конкурентном поле, не используют административных ресурсов, «крышевания» и всего остального. У них «просад» от 30 до 70 процентов.

То, что некоторые приходят на форумы, не означает того, что они отрывают свою пятую точку и что-то делают. В 90 процентах случаев они приходят посмотреть на заезжих как на звезд наподобие Тото Кутуньо. Послушают, скажут «да, у них в Италии хорошие голоса, о многом правильно говорят». А после форума возвращаются на свои предприятия и ничего не делают.

В итоге предприниматели чувствуют себя «фигово», но по-разному. К сожалению, осознать, что произошли какие-то тектонические изменения в потребительских предпочтениях мы не хотим. Поэтому сейчас с рынка сносит много кого. Но сносит не столько из-за изменений, а из-за неготовности к ним.

— Некоторые предприниматели с оптимизмом смотрели в будущее на волне импортозамещения. Как сейчас у них дела?

— Дело в том, что история с «эге-гей» - это вопрос психиатрии. Хождение с этим «эге-гей», когда у тебя носки латаные, у нас сплошь и рядом. Потому что с советских времен «в области балета мы впереди планеты всей».

Когда наш человек варит сыры, он утверждает, что это — пармезан, который лучше, чем, собственно пармезан, и дешевле. Контрольный вопрос в голову: «Раз лучше и дешевле, может, отменить санкции, которые фактически мы объявили себе сами?». Контрольный ответ: «Нет».

Красивое слово «импортозамещение» придумали, а что оно означает, никто не знает. Если сравнивать по овощам и фруктам, могу привести в пример магазин не очень известной сети в каком-то захудалом городишке в Германии. Представленный здесь на прилавках ассортимент в разы лучше, чем в московском гипермаркете «Ашан».

Но, с другой стороны, вспомним лозунг «лишь бы не было войны». Для энергетической деятельности внутреннего организма, по сути, нужно лишь пять товаров. Остальные можно выкинуть из ассортиментной матрицы. И наши власти будут говорить: «А чего вы хотите? Глядите — народу в магазинах не убавляется».

То, что падает розничная торговля, их не волнует. Аргумент — высокие наценки, надо их снижать. Они даже термина такого - «наценка» - не понимают. Очередная мулька — регулировать цены. Народ и партия едины. Верный лозунг, который не реализовали коммунисты, но хорошо реализуют существующие экономические власти.

— Почему бизнес-тренеров становится все больше, а наши предприниматели по-прежнему темные?

— Я не знаю, что подразумевается под бизнес-тренером. Такого слова вообще не может быть. Не очень понимаю, чему натренирует человек, который своими руками или деньгами не открывал условную столовую или магазин. А в большей степени, который не закрывал предприятие, не проходил через процедуру банкротства, различные суды. Чего бизнес-тренер не делал никогда. Он не понимает, к кому подходить и с кем разговаривать в суде.

Бизнес-тренера не должно быть как класса. Как можно тренировать и учить бизнесу? Лучшие учителя — клиент и жизнь.

— Какой на ваш взгляд, будет меняться потребительская корзина в 2016 году?

— В моем понимании, сейчас обнищание перейдет в фазу, когда практически вычислить будет невозможно. Сейчас мелкий и средний бизнес переходят в «черную». Соответственно, уже возникла альтернативная экономика, когда феодалы, т.е., власти, с помощью коррупционных схем доят этот бизнес. Это существенно выгоднее всем сторонам, чем работать в «белую».

Сейчас порядка 22 миллионов человек находятся за чертой бедности. К концу 2016 года за эту черту, думаю, выскочат еще пять — шесть миллионов. А если говорить именно о потребительской инфляции, то цены должны подскочить где-то на 20-25 процентов.

Это будет складываться за счет дальнейшего обматывания страны колючей проволокой. Думаю, что мы регулярно будем с кем-то ссориться, запрещать очередные продукты. Плюс инфляция по доллару. Плюс рост всех поборов. Не в виде налогов. Допустим, торговый сбор. Это не налог, это именно побор. И он будет включаться в стоимость.

Вот сейчас все говорят о системе «Платон». Но забывают, что существует система «Меркурий». Рекомендую всем с ней ознакомиться. Потому что это мулька Россельхознадзора, по которой также платят за машины.

— Если бы вам предложили бы возглавить какое-нибудь региональное министерство, управление или департамент, допустим, в Пензенской области, каким был бы ответ?

— Проблема не в том, чтобы возглавлять какое-то министерство. Проблема в том, что созданная система не рабочая. Меня периодически подкалывают, пытаются потроллить: «А, давай, возьми какое-нибудь ведомство». Но без права изменения системы возглавить какое-то министерство... Это надо быть таким же упырем.

Большая иллюзорность, что министерство работает на решение проблем какой-то отрасли. Возьмем, министерство сельского хозяйства. Кажется, возглавляя его, можно что-то решить. Таки нет. Жизнь на селе — интегральный показатель. Здесь дороги, электричество, т.е., в первую очередь коммуникации, далее - везде. Имеет ли право на это влиять условный министр сельского хозяйства Пензенской области? Не имеет.

Он может опосредованно договариваться. Отсюда и возникают всякие картельные сговоры и коррупционные составляющие. Поэтому ключевой фактор — менять систему управления. На сегодняшний день количество заместителей генерального директора (именно так, по сути, надо называть министров, а губернаторов — генеральными директорами) избыточно. Их нужно раз так в десять сократить, а саму схематику принятия решений изменить. Большую часть функций «зашить» в программное обеспечение.

И вот с такой, не очень верной идеологией придет Потапенко. Он начнет в первую очередь сокращать людей в высших эшелонах. По сути, это приведет к тому, что какое-то министерство исчезнет. С одной стороны, бюджет получит какие-то дополнительные доходы. Но вес этого министерства в рамках большой чиновничьей игры будет низок. Потому что задача министра — выбивать деньги. И все время плакаться, что не хватает денег, людей, вакансий. Такие вот у министров правила игры.

— Насколько лет придется затянуть пояса?

— Мы сейчас не пояса можем затягивать, а петельку на шее. Меняются экономический уклад, экономическая парадигма. И лет на 50-70 можно сесть спокойно и ничего не делать. Потому что мы все, залезая в одно место, хорошо там обустроились. Можно закрыть к чертовой матери все СМИ, за исключением двух-трех. И регулярно по всем каналам крутить фразу : «Миллионы тонн чугуна надоили хлопкоробы Беларуси». И все будет хорошо. А все проблемы списывать на проклятых буржуинов.

- Дмитриий Валерьевич, а при каких условиях возможно улучшение ситуации?

- При изменении системы управления. Только вот возникает вопрос целеполагания — кому это надо?

Благодарим за помощь в организации интервью Центр научно-практического сопровождения «Максимум».

Источник фото: www.aif.ru






Похожие статьи