-4° ... -4°, ветер 0 м/с
91.98
100.24
Больные вопросы кооперативного движения на селе
Журналист
Журналист
Мелким и средним фермерским хозяйствам области пришло время объединить свои усилия.

7.jpg

Инициатива сверху


Некоторое время назад мы начали рассуждать о том, сможет ли так называемая «третья сила» в сельскохозяйственном секторе — мелкие и средние производители — противопоставить себя представителям крупного агропромышленного капитала (в Пензенской области его представляют Черкизовская группа и «Дамате»)? И даже начать успешно конкурировать с монополистами? Ответ однозначен — лишь объединившись в сельскохозяйственные кооперативы.

В последнее время значение и необходимость кооперативных объединений на данном этапе стали признавать и государственные деятели. По крайней мере, не словах. Мы сообщали, как советник председателя Госдумы Алексей Чадаев, выступая перед пензенскими студентами, отметил, что для продвижения своих товаров местным предпринимателям надо использовать близость к потребителю и объединяться в кооперативы.

Днем ранее губернатор Иван Белозерцев, комментируя вопрос об идее создания регионального сельскохозяйственного производственного кооператива, заявил, что готов рассмотреть это предложение и поддержать инициативную группу.

Областная власть, конечно, в состоянии придать этому импульсу силу декларации, но разбираться с каждым отдельно взятым фермером не будет. Она ему говорит — у тебя есть глава района или начальник сельхозуправления, а мне тут вопросы с агропромышленной группой решать. И будет права, хотя понимает, что главная цель крупного агрохолдинга — извлечение максимальной прибыли из региона, а не благосостояние его жителей.

Чего-то мы недопонимаем


К слову, сегодня в областном аграрном секторе сложился такой статус-кво, при котором сельское производство разделено на две примерно равные части и по количеству обрабатываемой земли, и по объему хозяйственной и финансовой деятельности. Только одна условная часть организована крупными холдингами, а другая работает по принципу «каждый сам за себя». В принципе, это сопоставимый гигантский объем, которым можно и нужно оперировать на сельскохозяйственном рынке.

Но весь трагизм ситуации заключается в том, что мелкие сельхозпроизводители брошены и предоставлены сами себе. Потеряны вертикальные связи, которые должны были как-то координировать их деятельность: низы не воспринимают посылов сверху, а верхи не слышат, что говорят снизу. Может быть, и бог с ними, с вертикальными-то связями. Может быть, наступило время, чтобы найти такие связи в горизонтальной плоскости, объединившись с себе подобными, пока не поздно?

Если кто еще не знает, прописная истина и экономическая основа кооперации состоит в достижении экономии на масштабе за счет распределения постоянных издержек внутри группы. Если банально сравнить: вести какую-то деятельность в одиночку или объединившись в кооператив, станет ясно, что некая постоянная величина (стоимость машины, цена рабочего времени на оформление документации, величина резерва на случай непредвиденных убытков, поиск рынков сбыта и т.д.) может быть распределена внутри коллектива так, чтобы на каждого пришлась лишь часть затрат.

Казалось бы, при такой постановке вопроса недостатков у этой формы хозяйствования быть не должно. На это указывает и мировой опыт, подтверждающий, что почти 80 процентов фермеров Европы являются членами различных кооперативов, и почти 70 процентов сельскохозяйственного производства лежит на плечах кооперативов. Если весь мир работает так, находит в этом рациональное зерно и имеет ощутимые успехи — наверное, есть смысл этим заниматься?

Неприятность эту мы переживем


По-видимому, минусов у кооперативного движения действительно нет. Есть лишь факторы, мешающие его становлению. К тому же за последнее столетие само понятие кооперации здесь было дискредитировано, а суть движения извращена. Камень преткновения сегодня лежит в абсолютном непонимании гражданами преимуществ кооперации и, к сожалению, в стране нет ни одного значимого положительного примера деятельности в этом направлении, никакой системы, объединяющей мелких и средних сельхозпроизводителей.

Одним из препятствий для кооперативного строительства является то, что не всегда кооператив может начать свою деятельность «с чистого листа», а требует объединения ресурсов. А вкладывая денежные средства или паи, надо еще договариваться о пропорциях вложений. Отсюда возникает следующая проблема — взаимного доверия, в котором в нашем обществе, воспитанном при тоталитарных и авторитарных режимах, всегда был большой недостаток.

С этой проблемой тесно связана другая, управленческая: кооператив не всегда может функционировать без человека или группы, которые вкладывают в него свое время, силы и интеллект. В странах с развитым кооперативным движением это обычные наемные работники — менеджеры, условия найма которых принципиально не отличаются от найма сотрудников на частных или госпредприятиях, а работодателем для них выступают все члены кооператива.

И, наконец, не последняя угроза — фактор конкуренции. Кооперативы, которые иногда относят к «третьему сектору» экономики, всегда испытывали и будут испытывать всяческое давление со стороны частного капитала. Ведь крупный холдинг с известным «запасом прочности» может позволить некоторое время работать себе в убыток, демпинговать и рисковать средствами для завоевания рынка и устранения конкурента. Для кооператива, особенно на ранних стадиях, такая тактика невозможна.

Главный вопрос


То есть осталось всего ничего: проникнуться взаимным доверием, найти грамотного и невороватого управленца и побороть страх перед капиталистическими акулами.

А если серьезно, нужно отбросить иррациональные суждения об определенной ментальности русского крестьянства и ответить на главный вопрос: что надо сделать так, чтобы западный опыт заработал на нашей почве? И еще на кучу мелких вопросов, задаваемых в этой связи фермерами: «Что будет с собственностью? Будет ли это опять колхоз, или это мое? С чего я буду зарабатывать деньги? Какие выгоды это мне сулит?» В принципе, это те вопросы, которые должны интересовать любого здравомыслящего человека.

В будущих публикациях мы попытаемся на них ответить, чтобы понять, как, например, в Швеции один трактор может работать в десяти хозяйствах. Или почему в Канаде годовая цена реализации продукта фиксируется фермерами, а не устанавливается сезонно по прихоти завода-изготовителя.
Источник фото: http://www.agroacadem.ru

Похожие статьи