15° ... 15°, ветер 2 м/с
94.09
100.53
«Блатные» и «фраера». К проблеме градации пензенского бизнес-сообществА
Журналист
Журналист
«Хорошая рубрика была у нас когда-то», — подумали мы и решили ее возродить. В разговоре с одним пензенским бизнесменом, принадлежащем, скажем так, не к последнему предпринимательскому эшелону, собеседник сделал весьма интересное обобщение.

7.jpg

Разговор начистоту

Он высказался в том смысле, что все пензенские капиталисты, по его мнению, сегодня делятся на «бугров» и «терпил». Именно в этой терминологии. На вопрос, к какой категории он причисляет себя лично, бизнесмен, подумав, честно ответил: «К терпилам».

Ну, тут, как говорили древние, ipse dixit — никто его за язык не тянул. Третьей степени, как известно, не предусмотрено. Так как мысль свою развивать он не стал, попытаемся понять, что бизнесмен имел в виду, далее используя воровские жаргонизмы чисто фигурально, дабы никого не обидеть.

По большому счету, если верить известному предпринимателю, ставшему уже поистине общественным деятелем, Дмитрию Потапенко (ему посвящено несколько наших публикаций, в частности — здесь, весь бизнес в России, за исключением аффилированных с государственным аппаратом корпораций — удел терпил. Но, как оказалось, и на региональном уровне в сфере частного предпринимательства есть как свои блатные, так и свои фраера. Последних, как водится, гораздо больше.

Добро пожаловать в клуб


После первой нашей публикации в рубрике «Кто в Пензе шишку держит?», посвященной бизнесу Сергея Жулябина, автор одного из последующих к материалу комментариев назвал его героя «Настоящим Предпринимателем». Факт того, что Жулябин является крупным и успешным бизнесменом, никто и не оспаривал. Но сама логика коммента предполагает: если есть настоящие предприниматели с прописной буквы, значит, существуют и какие-то выморочные, пишущиеся со строчной — то есть терпилы.

Причем речь идет не только о представителях малого или среднего бизнеса, но и о вполне себе статусных фигурах пензенского бизнес-сообщества. Но их не увидишь в номинантах и призерах местечкового конкурса «Предприниматель года», они не входят в рейтинги ежегодных экспертных опросов, определяющих влиятельнейших бизнесменов, за ними не охотятся репортеры светской хроники.

Какими качествами надо обладать в наше время, чтобы стать успешным в нынешнем понимании этого слова или «блатным» — в контексте нашего материала? Врожденной предпринимательской жилкой, «мажорным» происхождением, наличием собственных властных полномочий или сильного чиновного лобби, или всего это вместе взятого? По-видимому, главное здесь – умение расположить к себе власть предержащих. Каким образом — вопрос четвертый.

Но ведь не про каждого пензенского предпринимателя целый глава городской администрации может сказать: «Если он хочет что-то сделать, не дожидаясь решения муниципалитета, то приходит и говорит открыто, что не может ждать». И не всякого застройщика имела в виду вице-мэр, произнося: «Я не буду критиковать никого ни за какие ошибки», а руководителя конкретный строительной организации».

Как говорится, «жена Цезаря вне подозрений». Чтобы заслужить таких полномочий, послаблений и преференций, какие имеются у некоторых наших блатных, одной родословной, даже при наличии напористости и целеустремленности, явно недостаточно.

Кругом одни терпилы


Вот, кстати, о строительном бизнесе. При наличии в Пензе как минимум двух десятков достаточно крупных девелоперов, на слуху у мало-мальски искушенных в этом вопросе людей — всего три-четыре лейбла. Можно назвать их условно — генеральными подрядчиками. А даже такие крупные и известные некогда компании, как «Домостроитель» или «Пензастрой» (да простит меня многоуважаемый Валентин Михайлович Журавлев), чьи многолетние неурядицы и тяжбы стали достоянием широкой гласности — терпилы.

Блатные – это те, участки которых, выделенные им под застройку, десятилетиями стоят заботливо огороженными в самом центре Пензы. Те, которым лучшая земля выделяется городом практически безвозмездно. Как говорится правильным людям все остальным закон!.

Терпилы — это те, торговые точки которых ликвидируются сегодня на остановках общественного транспорта и рядом с ними, хотя ведь кто-то когда-то в городской администрации давал разрешение на их строительство. А бугры — те, павильоны которых остаются на прежних местах, и которые предлагают терпилам выкупить их землю и строения на ней под тем предлогом, что не сегодня-завтра их все равно снесут.

Как ни странно, мой собеседник вполне осознанно отнес к разряду терпил и всех поголовно руководителей промышленных предприятий. А заодно и производителей алкогольной продукции. Вот с этим трудно поспорить. Отрасли, двадцать лет назад на четверть наполнявшей областной бюджет, сегодня практически нет. А что для этого потребовалось? В 1999 году подвергнуть кратковременному, но показательному аресту двух пензенских пивоваров — Валентина Самко и Евгения Голяева, а еще через несколько лет обанкротить ОАО «Пензаспиртпром».

И сегодня прилавки пензенских магазинов забиты исключительно мордовской и татарской водкой и пивом непонятного происхождения. Свой бизнес и совсем неплохой продукт — есть, а всенародного и даже захудалого экспертного признания — нет. И дело тут явно не в слабой маркетинговой политике местных винокуров и пивзаводчиков.

Вместо заключения


Вообще, как показывает исторический опыт, в разряд терпил можно перейти невероятно быстро. Взять хотя бы пример Пензенской области. На январской 2000-го года пресс-конференции губернатор Василий Бочкарев, чьи стратегические прогнозы, в отличие от безумных тактических инициатив, часто сбывались, заявил, что 2001 год станет годом «огромного перераспределения собственности», когда «шпана будет разоряться, а умные люди скупать ее имущество».

И точно. Ровно через год подошла к концу эпоха бугров того времени, так называемых «красных директоров», на первой волне приватизации акционировавших свои предприятия. На их месте, вдруг откуда ни возьмись, появились молодые и никому ранее не известные личности. А по всей области – десятки и сотни торговых, бытовых, промышленных и перерабатывающих предприятий. Строго говоря, в те времена и началось поступательное восхождение нынешних бизнес-бугров.

Вот, кажется, и все. Хотя тема, конечно, интересная и требует отдельного исследования по линии социологической науки, но одну закономерность все же отмечу. Почему то практически все производственники терпилы. Может поэтому экономика России и не растет?

 Напоследок хочется посоветовать никому из бизнесменов не обижаться, как говорится это наша Родина, так уж она устроена, она такая, какой мы ее делаем.
Источник фото: http://kaifolog.ru, Василий Ложкин

Похожие статьи