24° ... 24°, ветер 5 м/с
94.09
100.53

Журналист
Журналист
Полина Елистратова

Бизнес-инкубатор – модное слово, уже успевшее, в какой-то степени, «намозолить» уши, ведь его приходится слышать каждый раз, когда речь заходит о малом бизнесе. Однако, что же представляет собой бизнес-инкубатор? И смог ли этот феномен за время своего существования утвердиться как необходимая площадка для удачного начала своего собственного дела? Ведь все больше людей в наши дни задаются вопросом – так ли в действительности эффективны бизнес-инкубаторы?

Бизнес-инкубатор – это организация, занимающаяся поддержкой проектов начинающих предпринимателей на всех этапах развития – от разработки идеи до ее коммерциализации. Первые бизнес-инкубаторы, а точнее их прообразы, появились в Великобритании в середине двадцатого века, а первый бизнес-инкубатор в современном понимании этого слова было основан в США в 1959-м году. Тогда некий Джозеф Мансуко купил склад при фабрике в городе Батавия и основал «индустриальный центр». Целью Мансуко было создание рабочих мест в городе в период экономической депрессии.

Согласно российскому законодательству, бизнес-инкубатор – «это организация, решающая задачи, ограниченные проблемами поддержки малых, вновь созданных предприятий и начинающих предпринимателей, которые хотят, но не имеют возможности начать свое дело, связанные с оказанием им помощи в создании жизнеспособных коммерчески выгодных продуктов и эффективных производств на базе их идей».

Сегодня в России создано более трехсот технологических парков и бизнес-инкубаторов. Большая часть из них строилась на бюджетные средства. Согласно некоторым источникам, в инновационную структуру страны в разные годы было инвестировано более пятнадцати миллиардов рублей. Наибольшее количество бизнес-инкубаторов расположено в Приволжском федеральном округе. В настоящий момент на территории Пензы и Пензенской области действуют более десятка бизнес-инкубаторов. Строились они как организации, обеспечивающие ускоренный рост предприятий малого бизнеса, а, значит, обеспечивающие поддержку экономики региона и национальной экономики.

Бизнес-инкубатор снимает определенные проблемы, стоящие перед начинающими предпринимателями и позволяет сразу же приступить к реализации бизнес-проектов, будучи максимально освобожденными от организационных сложностей. Он призван обеспечить предприятие помещением, необходимым оборудованием и комплексом услуг на безвозмездной или льготной основе. В основе деятельности всех бизнес-инкубаторов лежит общий принцип – создание благоприятных условия субъектам малого предпринимательства на начальном этапе их деятельности.

Но это в идеале. На деле: российские бизнес-инкубаторы находятся только в начале своего пути, либо в состоянии стагнации.
На прошлой неделе городская общественность вновь задалась вопросом эффективности бизнес-инкубаторов. Началось все с того, что известный в городе бизнесмен и благотворитель Игорь Зайдман разместил на своей странице в социальной сети информацию о навязчивых методах маркетинга фирмы по производству и установке пластиковых окон, офис которой располагается в одном из пензенских бизнес-инкубаторов.

Игорь Зайдман

В комментариях к сообщению развернулась дискуссия о сомнительной необходимости инкубировать подобные фирмы, то есть, предоставлять им льготные условия аренды и прочую поддержку в становлении и развитии.

В обсуждении принял участие и начальник по обеспечению деятельности бизнес-инкубатора «Татлин» Виктор Ушаков, постаравшийся убедить собеседников в том, что подобные фирмы подходят под все критерии, которыми должен обладать резидент инкубатора.

«В своем посте в «Facebook» я возмутился методами работы конкретной фирмы и спросил, стоит ли ей находиться в инкубаторе» – подчеркнул Игорь Львович.

Торжественное открытие бизнес-инкубатора смешанного типа «Татлин» состоялось в Пензе первого июня 2012-го года. Предполагалось, что деятельность арт-бизнес-инкубатора будет направлена на поддержку малого предпринимательства в сфере дизайна, производства изделий народных промыслов, декоративно-прикладного искусства и сувенирной продукции. К чему из вышеперечисленного относится производство и установка пластиковых окон, совсем неясно.

Неоднозначные направления деятельности резидентов пензенских технопарков связаны, вероятнее всего, с тем, что на настоящий момент в нашей стране нет четких правил и критериев, по которым можно квалифицировать бизнес-инкубаторы и их «желательных» резидентов. Грубо говоря, кто пришел – того и посадили. В Европе средний конкурс составляет десять проектов на место. У нас же стартапов не так много. Но почему бы не работать в направлении привлечения в бизнес-инкубаторы действительно стоящих резидентов, не превращая эти организации в обыкновенные офисные центры с низкой арендной платой?

Таким образом, проблемы, связанные с сомнительной эффективностью современных бизнес-инкубаторов и их целевым и нецелевым использованием, продолжают привлекать к себе внимание, как рядовых граждан, так и видных деятелей сферы бизнеса, научных разработок и инновационных проектов.

Что ж, быть может однажды они начнут привлекать внимание и чиновников, а неэффективные инкубаторы пройдут через реорганизацию, которая выведет их на новый уровень развития, где они начнут приносить реальную пользу.

Похожие статьи