Особняк напротив Фонтанной площади может лишиться исторического облика
На днях в институте регионального развития прошло второе заседание Общественного совета при Департаменте Пензенской области по охране памятников истории и культуры. Особым гостем мероприятия стала зампред регионального правительства Лариса Рябихина, чуть больше полугода курирующая сферу культуры и туризма.
С ее слов, в соцсетях появляется много противоречивой информации и нареканий со стороны как местных жителей, так и общественности по поводу деятельности регионального Департамента по охране памятников истории и культуры. При этом есть люди, которые просят привести в порядок ряд исторических объектов, находящихся в плачевном состоянии.
— Мы, как историки, к этим объектам относимся с особым трепетом, когда узнаем, что какие-то здания или сооружения имеют хоть какую-то причастность к истории Пензенского края. Конечно, хочется, чтобы о памятниках истории и культуры узнали и другие земляки, в особенности юное поколение. К своему стыду даже я, будучи взрослым человеком, имея соответствующее образование, узнаю столько новой информации и нюансов, на которые раньше просто не обращала внимание. Познакомившись с составом совета, в котором состоят представители разных направлений, отмечу, что это люди, действительно имеющие прямое отношение к вопросам культуры. И это прекрасно, когда все выносится на обсуждение, а не делается кулуарно, а также принимается коллегиальное решение, в том числе и представителями общественности, — отметила Лариса Рябихина.
Нужно ли включать пещерный комплекс Троице-Сканова монастыря в перечень ОКН?
Первым на заседании был поднят вопрос о включении пещерного комплекса Троице-Сканова монастыря в перечень вновь выявленных объектов культурного наследия.
Интерес к этому культурному строению обусловлен его уникальностью. Пещерный комплекс Троице-Сканова монастыря расположен в селе Сканово Наровчатского района, в 1,5 км от Троице-Сканова монастыря, в горе Плодской. Он представляет собой трёхуровневые ходы, вырытые монахами в горе, с небольшими кельями по сторонам. Сегодня этому комплексу более 200 лет.
Члены Общественного совета напомнили присутствующим, в чем ценность пещерного комплекса.
Общая протяженность пещерных ходов монастыря больше, чем в знаменитой Киево-Печёрской лавре (длина подземных полостей Киево-Печерской лавры — 507 м, а пещерного комплекса Троице-Сканова монастыря — 670 м). Комплекс представляет определённый интерес в историко-культурном плане и может быть использован в качестве туристического объекта после проведения реставрационных работ.
— Уникальность пещерного комплекса также в том, что он возник в дохристианский период. Возле главного входа, который мы раскапывали и там же проводили раскопки культурного свода, где-то около полуметра толщины. Он насыщен стеклом, железками, кожей, глиняными горшками. Кроме того, найдены и старинные монеты примерно конца 18 века. При этом на самом верху расположено Средневековое городище, при раскопках которого был обнаружен и скифский наконечник периода первых веков нашей эры, — отметил председатель Общественного совета при Департаменте области по охране памятников истории и культуры Геннадий Белорыбкин.
Рядом с главным входом в пещеры на поверхности в свое время стояла еще и наземная церковь. Сейчас от нее остался только фундамент.
Письменные источники утверждают, что история этого пещерного комплекса началась еще в 1660-х годах.
— Судя по конструкциям и кельям перед нами — классический православный пещерный монастырь, в котором нет ничего языческого. Другое дело, что вокруг него очень много мифов, но это еще раз подчеркивает его уникальность, — заверил Белорыбкин.
У членов Общественного совета разделились мнения по поводу категории пещерного комплекса.
Начальник регионального Департамента по охране памятников истории и культуры Александр Понякин решил, что нужно выдвигать этот объект на федеральный уровень, то есть дальнейшей его судьбой будет заниматься Минкульт РФ. В то же время многие члены совета пришли к выводу, что если комплекс признают ОКН регионального значения, то будет легче в дальнейшем следить за его состоянием.
В итоге члены совета рекомендовали внести пещерный комплекс в реестр и признать вновь его выявленным ОКН, после чего экспертиза и второй этап исследования определят уже категорию этого объекта.
Реконструкция вместо реставрации
Всех больше вызвала вопросы проектная документация на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой» по ул. Кирова, 49, который представила архитектор ООО «Цера» Ксения Волкова.
Этот объект находится в центре города, и многие его знают, как бывший дом купчихи Елизаветы Солнышкиной, построенный в середине 19 века. Эта усадьба является памятником истории и культуры регионального значения.
Несколько месяцев назад новый собственник здания частично разобрал старые конструкции и приступил к возведению надстройки над зданием. При этом по непонятным причинам не были проведены научные исследования данного памятника культуры, из-за чего работы приостановили.
Со слов архитектора компании «Цера», некоторые части этого здания утрачены. Речь идет о куполе, парапете главного фасада, центральном аттике и ажурных ограждениях.
— Специалистами «Церы» было проведено необходимое обследование этого здания, в результате чего выявлены дефекты. Сегодня объект находится в неудовлетворительном состоянии, так как присутствуют трещины в кирпичной кладке наружных стен и видны следы намокания, входные группы (главный и дворовые фасады) также находятся в ужасном состоянии. Ранее со стороны главного фасада входных групп было только две, а в центральной части имелся сквозной проезд, который впоследствии был заложен и превращен в еще одно крыльцо. Утрачены и оконные проемы в цокольной части. Это связано с повышением уровня земли, — пояснила Ксения Волкова.
Со стороны дворовых фасадов есть неисторические пристрои, находящиеся в аварийном состоянии, поэтому сегодня они не используются собственником.
— Мы разработали научно-проектную документацию на ремонт этого здания. Своим решением хотим максимально точно восстановить исторический облик здания, воссоздать купол, парапеты, центральный аттик, ажурные ограждения и другие элементы дома. Все фасады привести к единому стилю, поскольку сейчас главный фасад имеет желтый оттенок, а дворовые фасады преимущественно персикового цвета, — уточнила Волкова.
Проект предусматривает и демонтаж неисторического пристроя, а также ремонт всех крылец входной группы.
После представления проекта у многих членов совета появились сомнения в нем, поскольку он больше напоминает не реставрацию, а реконструкцию.
В частности, представителя общественности интересовало, планируется ли обустройство мансардного этажа?
Со слов архитектора, из-за воссоздания купола предполагается повысить уровень чердачных помещений.
Однако почти год назад председатель регионального отделения ВООПИК Станислав Блинов запрашивал информацию в Департаменте по охране памятников истории и культуры о причинении вреда дому на ул. Кирова. 49. В ответе уточнялись пояснения по объектам культурного наследия, подлежащим обязательному сохранению:
— местоположение объекта в структуре города: по красной линии ул. Кирова, в квартале, ограниченном ул. Кирова, Максима Горького, Урицкого, Набережной реки Пензы и Карла Маркса;
— конфигурация плана, габариты и объемно-планировочная композиция здания: этажность (двухэтажное с цокольным этажом и чердаком).
Так, исходя из этого ответа, чердачное помещение входит в перечень предметов охраны, а значит, изменять его размеры нельзя.
Вскоре в этот закон были внесены поправки. В нем прописано, что сохраняется только Г-образная планировка без габаритов здания, вместо П-образного формообразования объемно-планировочного решения с центрально-осевой композицией по главному фасаду.
Архитектор Ксения Волкова уточнила, что в октябре прошлого года действительно были внесены изменения в предмет охраны объектов культурного наследия, по которому оконный проем и отметка кровли исключены из перечня.
— Своим проектом Вы искажаете парапет и предлагаете увеличить крышу больше чем на метр. У вас появляются новые окна, высота которых 2 метра 70 см. На каком основании Вы исключили оконные проемы из предмета охраны? — возмутился еще один член заседания.
Однако ответа на этот вопрос у Волковой не было.
Получается, что согласно новому закону можно надстроить хоть 10 этажей без обоснования? Но тогда принципиально изменится облик здания.
В завершение обсуждения этого вопроса члены совета предложили пересмотреть проект в части предмета охраны.