«Врубель. Лермонтов. Тарханы»
–
выставки
0+
- Адрес: Пензенская область, Белинский р-н, с. Лермонтово, ул. Бугор, 1/1
- Время: с 9:00 до 17:00
- Телефон: 8 (841) 533-56-01
- Сайт: http://www.tarhany.ru/
Трудно перечислить все дарования М.Ю. Лермонтова, который помимо своих литературных трудов, занимался живописью, делал переводы с произведений иностранной литературы, увлекался шахматами, играл на скрипке. Ранняя смерть поэта оставила неосуществленными многие его проекты, такие, как мечта о собственном журнале или о жизни, полностью посвященной литературным трудам. Но прекрасен и бесценен тот мир, что запечатлен в его стихах, поэме или прозе; мир, порой по-юношески романтичный или трагичный, порой, наполненный зрелыми переживаниями и впечатлениями.
Лермонтов-художник всегда шел рядом с Лермонтовым-поэтом. Конечно, невозможно сравнить по значимости литературные труды и живописные опыты, но последние представляют интерес, как зримое отражение мира, созданного в стихах. Не являясь в прямом смысле иллюстрациями к произведениям поэта, многие графические и живописные работы тесно перекликаются с ними сюжетами.
Cовместная с Государственным Лермонтовским музеем-заповедником «Тарханы» выставка «Врубель. Лермонтов. Тарханы» в музее-заповеднике «Абрамцево».
Раннее детство Лермонтова, пора самых ярких и плодотворных впечатлений, прошло в имении Тарханы, принадлежавшем его бабушке, Елизавете Алексеевне Арсеньевой. Именно в честь ее супруга, Михаила Васильевича Арсеньева, будущий поэт и получил свое имя. Мир старой усадьбы навсегда сохранился в памяти мальчика, и узнаваемые образы природы края своего детства, он неоднократно повторит в стихах.
Лермонтов был одним из любимейших поэтов М.А. Врубеля. Многие его стихотворения, и поэму «Демон», художник знал наизусть и любил их декламировать в дружеском обществе.
В 1891 году М.А. Врубель в числе других художников принимает участие в оформлении юбилейного собрания сочинений Лермонтова, для которого создает целый цикл иллюстраций, представленных на выставке в факсимильных воспроизведениях 1964 года.
Первое обращение художника к теме иллюстрирования произведений Лермонтова, произошло в 1880-х годах; на выставке представлена относящаяся к этому периоду акварель из собрания Музея-заповедника «Абрамцево» — «Кирибеевич».
Отдельной темой в творчестве Врубеля стал «Демон», неоднократно воспроизведенный и как иллюстрация к поэме, к опере, и в качестве самостоятельного произведения. «Врубелевский демон» — это нередко самостоятельный персонаж, воплощение стихии творчества уже художника, а не поэта; но при этом по-прежнему родственный мятежному «царю познанья и свободы».
Cовместная с Государственным Лермонтовским музеем-заповедником «Тарханы» выставка «Врубель. Лермонтов. Тарханы» в музее-заповеднике «Абрамцево».
В творческой судьбе Врубеля особую роль сыграла семья Мамонтовых. Атмосфера Абрамцевского художественного кружка оказалась необычайно привлекательной и плодотворной для М.А. Врубеля. Он был очарован поэзией национального духа, «интимной национальной ноткой», которая всюду, по его словам, чудилась ему в Абрамцеве.
Врубель становится активным участником Мамонтовских художественных проектов: он пишет декорации для домашних спектаклей, а позже и для Русской Частной оперы (на выставке представлен его эскиз к занавесу «Италия. Неаполитанская ночь»); выполняет панно «Принцесса Греза» и «Микула Селянинович» для Художественного павильона Нижегородской ярмарки, активно работает в Абрамцевской гончарной мастерской.
Тонко чувствуя и понимая музыку, в блеске и переливах глазурей Врубель старался поймать отзвуки мелодий. По мотивам опер Н.А. Римского-Корсакова «Садко» и «Снегурочка» выполнены каминные скульптуры Волхова и Весна. Поэзией Лермонтова навеяна Морская царевна; игра безудержной стихии, не то природной, не то музыкальной, не то художественной, воплощена в вазе «Смерч». Литературные или музыкальные произведения часто становились источником вдохновения для Врубеля. Так, эскизы к монументальному панно «Фауст. Триптих», которое было заказано для украшения московского дома А.В. Морозова, были навеяны не только известным литературным сюжетом, но и музыкой Ш. Гуно. Восхищение поэзией У. Шекспира отразилось созданием эскизов «Ромео и Джульетта», выполненных к витражу готического окна для того же особняка.
Выставка рассчитана на самую широкую зрительскую аудиторию, особенный интерес представляет для групп учащихся среднеобразовательных школ. Источник фото: http://www.tarhany.ru/