Вход
/
Регистрация
вход ДЛЯ пользователей

Секреты Рождества Христова. Беседа со священником

7 Января 2018
Об истоках праздника, о том, как надо и как не надо православному человеку провести этот день, нам рассказал настоятель пензенского Храма Николая Чудотворца протоиерей Александр Филиппов.



— Отец Александр, основу каждого православного праздника можно найти в Священном Писании и Священном Предании. Но иногда у нас остаются вопросы, когда мы пытаемся соотносить их с нашими знаниями о мире, об истории. Например, ученые сейчас утверждают, что Христос родился не 7 января (25 декабря по юлианскому календарю) и не в 1 году нашей эры. Какой взгляд у церкви на это несовпадение и насколько оно принципиально?

— Календарную дату праздника вычисляли, основываясь на тексте Евангелия от Луки. Отец Иоанна Крестителя, священник Захария совершал богослужение в иерусалимском храме, когда получил весть о том, что у него родится младенец Иоанн. А в месяц шестой по явлении ангела Захарии благовествование получила Дева Мария. Зная о принадлежности Захарии к одному из священнических родов и о порядке служения в храме, мы можем установить и дату Рождества.

Привычная для нас датировка, конечно, не точна. Дата была выбрана условно и совпадала днем, на который в начале нашей эры выпадало зимнее солнцестояние. Приблизительно выбран и год. Но даже Святые отцы указывали, на возможность такого расхождения. Наличие его подтверждалось, исходя из дат исторических событий (таких, как перепись населения при Октавиане Августе, которая и привела Иосифа и Марию в Вифлеем), годов правления римских императоров.

На главное для нас не дата — мы отмечаем не «день рожденья» Господа, а сам факт пришествия Спасителя в мир. Новая эра, ознаменовавшая новый характер отношений между Богом и людьми — вот что имеет первостепенное значение.

Более того, в первые века христианства имела место традиция отмечать праздник Богоявления, сочетавший в себе и Рождество, и Крещение. Два события отмечались в один день. Одно — Рождество — подчеркивало человеческую природу во Христе, другое — Крещение — божественную. И только примерно к IV веку их разделили.

— А почему тогда столь принципиальным становится вопрос календаря, когда мы говорим о различиях между Русской Православной Церковью и другими, в первую очередь, западными церквями?

— Дело в том, что в православной традиции все же главным является праздников праздник Пасха. Весь годовой цикл богослужения сводится ко дню воскресения Христова, вершине искупительного подвига Спасителя. Одним из непременных условий празднования его является особый порядок исчисления даты. Суббота, на следующий день после которой воскрес Христос, была днем ветхозаветной, иудейской Пасхи. Каждый год дата определяется по строгой и сложной схеме, учитывающей день весеннего равноденствия и фазы луны. Но обязательно Пасха христианская должна следовать за иудейской.

Если мы переходим на новый стиль, то нарушаем этот порядок — празднуем вместе с евреями или до них, что явно противоречит священному писанию.

Никто не говорит, о том, что григорианский календарь хуже. Он преследует свою цель. Но есть определенные правила, сформулированные на Вселенских Соборах, и выполнять их позволяет именно календарь юлианский. Поэтому вряд ли Православная Церковь когда-то от него откажется.



— Сегодня во многих западных странах Рождество является главным днем если не литургического, то календарного года. Мы хорошо знаем об этом даже из кинематографа. А Новый год, является своего рода «довеском». В России же именно Новый год стоит в центре внимания. Как к этому следует относиться? Это хорошо, плохо или это просто данность?

— Это идет как раз от католического восприятия Рождества. Мы уже начали говорить, что в православном мире самый главный праздник это Пасха. Так вот, для западных христиан главным представляется все же Рождество. Это давняя традиция католического (и, «по наследству», протестантского) мира.

У нас же 1 января имеет гораздо более короткую историю. В прошлом Новый год отмечался и 1 марта, и 1 сентября. После 1917 года вышла масса декретов, периодически отменявших то один, то другой праздник. На фоне этой «чехарды», в общем-то, главным зимним праздником оставалось именно Рождество Христово.
 
Новый год первого января, утвердивший за собой первенство после Великой отечественной войны, стал неким «синтетическим» праздником, впитавшим в себя и рождественские традиции: та же елка, те же подарки.
Но, общаясь с людьми, я могу утверждать, что Рождество не отошло на второй план. Да, Новый год сопровождается шумихой, бурным весельем. Но это логично — ведь к Рождеству люди подходят с большим благоговением, с теплотой в сердце.

Возвращаясь к изначальному вопросу — как относиться к сложившемуся порядку отмечания праздников — думаю, это просто стоит воспринимать как данность. И даже на Новый год верующий человек найдет возможность использовать этот день, чтоб подарить добро своим близким.

— Но насколько соблюдаются рождественские традиции? К примеру, Великий пост вошел в массовую культуру: даже в магазинах мы можем видеть отдельные витрины с постной пищей. Про пост Рождественский вспоминают, как кажется, гораздо реже.

— Четыре главных поста в православии: Великий, Рождественский, Успенский и Петров. Два из них (Великий и Успенский) относятся к строгим. Рождественский и Петров — посты нестрогие, когда на трапезе разрешается вкушать рыбную пищу. Но даже при этом сложность Рождественского поста в том, что он выпадает на «гражданский» Новый год.

Но, общаясь с людьми, которые трудятся в сфере общественного питания, знаю, что очень многие постятся и в Великий, и в Рождественский посты. Даже посетители, занимающиеся тяжелым физическим трудом, просят приготовить простую пищу, например, картофель без масла.

К слову, есть и такие «традиции», которые следует исключить. Например, всевозможные гадания. Они совершенно неприемлемы для православного человека.

А вообще главные рождественские традиции — это, во-первых, принять Святое Причастие, а во-вторых, разделить радость с близкими: уделить внимание, провести совместную трапезу, подарить праздничные подарки.

— Насколько необходимо причаститься? Как быть людям, которые не выдерживали поста?

— Причастие есть главное таинство православной церкви. К нему следует стремиться. Я бы осмелился посоветовать причащаться в посты по несколько раз: в начале, в середине и в завершении. И опять-таки очень советую в само Рождество не просто присутствовать и молиться на богослужении, но именно причаститься.

Бывает, мы нарушаем пост — кто-то по состоянию здоровья, кто-то из-за тяжелого физического труда, кто-то просто не выдерживает ограничений. Но нельзя ставить это непреодолимым препятствием. Даже если человек ограничивал себя хотя бы три дня перед Рождеством, это уже тот малый подвиг, тот посильный пост, который позволит подойти ко вкушению Святых Даров.

Поэтому, поздравляя всех читателей с праздником Рождества Христова, призываю всех участвовать в богослужении, молиться, причаститься Святых Христовых Таин, и провести святочные дни в духовной радости и светлом настроении, со своими близкими. Посетите тех, кто нуждается — в этом благочестии и доброделании и заключается рождественская праздничная радость. И да прибудет Божья Благодать на всех!

Фото автора


Тэги: Секреты Рождества Христова. Беседа со священником, Пенза, Пензенская область, Рождество, Рождество Христово, 7 января, христианство, церковь, Терновка, Церковь святого Николая, отец Александр, Александр Филиппов, традиции, причастие, как отмечать

5
Комментарии (0)
Добавить комментарий