В Пензе запустили пилотный проект «умного» транспорта
Елена Альшина (Пирожкова)
Елена Альшина (Пирожкова)

Сегодня в Пензе был запущен пилотный проект «Цифровизация общественного транспорта». Его уникальность заключается в том, что впервые будет проводиться тестирование единой цифровой платформы, включающей в себя полный комплекс самых современных решений в области управления общественным транспортом. Аналог такого проекта высоко оценил и премьер-министр России Михаил Мишустин, назвав новую транспортную модель, внедренную в Тверской области, «достойной подражания и масштабирования в рамках страны».

Презентация проекта прошла на Привокзальной площади Станции Пенза-1, в которой приняли участие врио заместителя председателя регионального правительства Алексей Костин, зам генерального директора компании-разработчика «Датапакс» Максим Исаев, а также представители ГКУ «Организатор перевозок Пензенской области».

Для апробации комплекса был выбран маршрут «Пенза-Заречный». Максим Исаев подробнее рассказал о преимуществах работы «умного» транспорта.

— Автобусы оснащены датчиками подсчета пассажиропотока, медиапанелями для информирования людей о последующих остановках, приборами навигации, камерами видеонаблюдения (8 штук) для внутреннего и внешнего обзора транспортного средства, а также терминалами безналичной оплаты проезда (через мобильное приложение «Пенза Транспорт» или банковской картой). Помимо этого, предусмотрено голосовое и визуальное информирование. Пассажиры с помощью нового сервиса смогут привязать проездной билет к банковской, транспортной или виртуальной карте в мобильном приложении, построить маршрут, узнать расписание, найти остановку, увидеть местонахождение автобуса и прогнозируемое время прибытия на остановку, — пояснил он.

Вся эта новая электроника накапливает «большие» данные (Big Data) для дальнейшего анализа  и изменения транспортных маршрутов в интересах пассажиров.

Максим Исаев отметил, что современные цифровые решения позволят не только минимизировать количество контактов пассажира с кондуктором, но и помогут в будущем сэкономить, так как после внедрения системы в промышленную эксплуатацию и перехода на регулируемый тариф на всех маршрутах будет доступен проездной билет длительного действия, который будет «привязан» к банковской карте.  

Также планируется введение сервиса Social ID —  идентификатора льготного проездного билета на пластиковой транспортной или банковской карте платежной системы «Мир».

 — Это удобно, поскольку не нужно будет при себе иметь несколько карт. А льготникам для подтверждения права на сниженную стоимость проезда достаточно будет предъявить только социальную транспортную карту – никаких справок и удостоверений, — подчеркнул заместитель генерального директора «Датапакс».

— Мы часто слышим от жителей Пензы и Заречного, что проезд дорогой, и тарифы постоянно растут.  Однако они повышаются из-за того, что пока в транспорте работают кондукторы, которым также нужно платить зарплату. Эти новые технические решения, которые сейчас мы наблюдали — пример того, как цифровые технологии смогут снизить себестоимость услуги и в конечном итоге приведут к снижению тарифных перевозок. На примере нового «умного» маршрута мы посмотрим и проверим, насколько это будет удобно для людей, легко в обслуживании, ведь за такими решениями — наше будущее. Возможно, что в ближайшем будущем запустим и электробусы, как в Москве, — подытожил Алексей Костин.

Пробное испытание платформы продлится 2 месяца, после чего будет решаться вопрос о внедрении системы для транспортной сети.

Похожие статьи