image
Цифровая трансформация и общественный транспорт
Елена Альшина (Пирожкова)
Елена Альшина (Пирожкова)

Ранее в редакцию информационно-аналитического портала «Пенза-Онлайн» обратился местный житель, который жаловался на плохую работу общественного транспорта, в частности, 39-й маршрутки. Эта тема волнует многих горожан. Общественный транспорт несомненно является жизненно важной частью города — транспортные сети помогают людям добираться на работу и с работы, а также посещать социальные мероприятия и культурные объекты. От их надежности, безопасности и доступности зависит качество жизни населения в Пензе и области. Жители пензенской агломерации чаще всего жалуются на то, что водители общественного транспорта, особенно маршрутных такси, игнорируют график работы. 

Вот как решение этой проблемы видит авторитетное издание  — международный общественно-политический, научно-технический журнал «Дороги России XXI века». Приводим материал «МааScовая мобильность» с некоторыми сокращениями. По нашему мнению, эта информация будет особенно полезна создателям ГКУ «Организатор перевозок Пензенской области», которые теперь будут отвечать за организацию общественного транспорта. Особенно это актуально после заявления губернатора о введении в министерствах должности  замов по цифровому развитию.

Единое приложение для выбора любого из доступных видов транспорта

В настоящее время мобильность становится ключевым показателем работы транспортных систем. Это новый способ организации передвижения людей в городах, который предусматривает выбор более удобного вида транспорта.

Во многих городах есть все предпосылки для создания единого приложения, которое позволило бы осуществлять мультимодальные перевозки. Речь идет о том, что через телефон пользователь сможет построить маршрут от дома до работы, при этом выбрав несколько видов транспорта (такси, велосипед, каршеринг), а также оформить необходимые билеты и заказы единым платежом. Задача новой концепции MaaS (Mobility as a Service/ мобильность как услуга) — снизить количество автомобилей в собственности жителей городов.

Финская компания MaaS Global, впервые разработавшая концепцию «мобильность как услуга», изначально обслуживала клиентов только после оформления подписки на определенный период. С приходом на рынок других игроков появились новые услуги для пользователей приложений, в частности, доступ к иным средствам передвижения: электроскутерам, велосипедам, самокатам, а также возможность оплачивать поездки по факту.

«Индекс MaaS готовности»

Успешность сервисов Mobility as a Service во многом зависит от того, сможет ли система точно рассчитать стоимость и длительность составленного маршрута. Многие приложения уже сейчас предоставляют подобную информацию, но дальнейшее развитие технологий сделает прогнозы точнее и надежнее. Важно, чтобы модель MaaS была доступна и понятна любому пользователю.

Внедрение транспортных систем на основе принципов MaaS зависит от ряда характеристик, которые составляют так называемый «индекс MaaS готовности». Этот параметр оценивает готовность городов к внедрению сервисов на основе данной модели по пяти направлениям:

— открытость и готовность к обмену информацией между транспортными компаниями,

— информированность и готовность граждан к использованию MaaS,

— законодательная база,

— телекоммуникационная инфраструктура,

—  транспортная инфраструктура.

Таким образом, большинство задач при внедрении MaaS связаны с информацией.

 Общественный транспорт  — доступная и реальная альтернатива автомобилям

Государственные ведомства должны сосредоточиться на развитии общественного транспорта, чтобы тот представлял собой реальную, практичную и доступную альтернативу автомобилям. В первую очередь, это касается районов, где общественный транспорт ходит плохо или не развит совсем из-за низкого финансирования. При этом транспортные ведомства не должны игнорировать новые возможности, которые предоставляет концепция Mobility as a Service.

Появление новых маршрутов в спальных районах — это реальная альтернатива для автовладельцев, которая может быть экономически выгодна самим городам. Чтобы сервисы развивались, необходимо собирать данные о перемещениях людей. Доверить эту работу можно только государственным инстанциям. В противном случае, если рынок MaaS уйдет в частные руки, то проконтролировать перевозки будет невозможно. Это приведет к снижению конкурентоспособности транспортных компаний и монополизации рынка.

Мобильность населения как фактор повышения качества жизни

Новые услуги мобильности заставят людей изменить свои привычки, а также найти оптимальные маршруты. Зарегистрировавшись в сервисе каршеринга, автовладелец сможет сдавать свой транспорт в  аренду, когда сам им не пользуется.

Однако при оформлении неограниченной подписки какого-либо из сервисов MaaS велика вероятность того, что горожане полностью перейдут на маршрутные такси. Им удобнее пользоваться, нежели общественным транспортом с несколькими пересадками. Но такси увеличивают загруженность дорог и снижают эффективность пассажирских перевозок.

Сервисы MaaS должны предоставлять пользователям максимально объективную информацию о способах их перемещения. Для этого потребуется проработать новые механизмы взаимодействия государственных ведомств и частных компаний. Наиболее эффективен последовательный подход к внедрению мобильности в городской черте.

 Государственные органы уже сейчас могут использовать технологии (построение маршрутов, умные проездные, информация о транспортной ситуации в реальном времени), чтобы создать платформу для дальнейшего развития. Впоследствии коммерческие компании и государственные организации смогут дополнять функции, внедряя новые виды оплаты или способы передвижения, Demand Responsive Transport  (такси, дополнительные маршруты общественного транспорта, создаваемые в соответствии с загрузкой и необходимостью).

Автопроизводители и IТ-компании сейчас работают над тем, чтобы сделать беспилотные автомобили реальностью. Это поможет не только уменьшить количество пробок на  городских улицах, но и  уровень загрязнения воздуха, так как большинство таких автомобилей электрические.

К примеру, правительство Великобритании планирует запустить испытания автономных беспилотных электромобилей на дорогах в этом году. Готовятся два проекта: беспилотные такси в Лондоне и беспилотные автобусы в Шотландии по маршруту Файф — Эдинбург.

Важно, чтобы компании, работающие на рынке MaaS, смогли обеспечить доступность широкого спектра услуг всем слоям населения, включая неблагополучные семьи, пенсионеров и инвалидов. Также необходимо разработать комплексные решения MaaS, чтобы пассажиры смогли выбрать наиболее выгодное для них предложение.

Алан Кларк, начальник отдела развития компании Lime в Великобритании, предоставляющей услуги аренды НТС (небольших транспортных средств) и автомобилей, считает, что развитие городской инфраструктуры – это основополагающая задача для дальнейшего развития сервисов MaaS. По его мнению, улицы с выделенными полосами для велосипедов смогут использоваться также для проезда на электроскутере или электровелосипеде.

Во многих городах уже действуют сервисы, основанные на концепции MaaS. Чтобы понять востребованность этих услуг, потребуется время. Пока остается открытым вопрос: MaaS нужен только современному поколению людей с высоким доходом или это универсальное решение транспортных проблем будущего? Однако уже сейчас ясно, насколько необходимы значительные изменения в транспортной инфраструктуре городов и сознании жителей. 

Мы считаем, что транспортные проблемы Пензы решит не закупка новых автобусов за бюджетные деньги, за примерами далеко ходить не нужно, достаточно посмотреть на судьбу новых автобусов купленных Заречным, а внедрение современных цифровых технологий управления, которые позволят эффективно управлять децентрализованным городским транспортом. В такой модели найдут себя и действующие перевозчики, и новые. И такая модель позволит создать настоящий конкурентный рынок общественных перевозок в нашем городе. 

Похожие статьи