image image image image
Киберспорт или игры разума в 21 веке
Елена Альшина (Пирожкова)
Елена Альшина (Пирожкова)

Если вам ничего не говорят такие слова, как «Dota 2», «Counter Strike», «League of Legends», «Оverwatch», «StatCraft», то, скорее всего, вы отстали от темпов современной жизни. Выше перечисленное — названия компьютерных игр. С июня 2016 года министерство спорта РФ официально признало киберспорт одной из спортивных дисциплин.

Что такое киберспорт?

Развитие кибер- или компьютерного спорта на территории нашего региона осуществляет Пензенское областное отделение Общероссийской общественной организации «Федерация компьютерного спорта России». Отделение работает с 2019-го года. Как вид спорта, киберспорт начал зарождаться с появлением первых компьютерных игр на двоих. Например, уже в Tennis for Two в 1958-м году игроки перебрасывались друг с другом пиксельным мячом. Первый киберспортивный турнир прошел в 1972-м году, в котором участвовали 24 студента Стэнфордского университета. 

В современном мире киберспорт стремительно развивается и набирает популярность. В большей части городов и регионов России этот вид спорта не уступает традиционным. Сейчас в Пензе работает 11 компьютерных клубов. Несмотря на то, что пока киберспорт в нашем городе не так развит, находятся геймеры, которые не просто увлекаются компьютерными играми, но и неплохо зарабатывают на этом. 

Игры разума

— Киберспортом называют соревнования в виртуальном пространстве, где игра представляет собой взаимодействие объектов управления, обеспечивая равные условия состязаний человека с человеком или команды с командой. Простыми словами, это действительно соревнования по видео- или компьютерным играм, только по-серьёзному. В числе самых популярных киберспортивных дисциплин  — трёхмерные шутеры (3D shooter), симулирующие бой между командами игроков на современном или фантастическом оружии, симуляторы спортивных игр (серия игр FIFA); стратегии в реальном времени (StarCraft) и командные ролевые игры с элементами тактико-стратегической игры (League of Legends, Dota 2), — рассказал заместитель директора по развитию бренда киберспортивной организации «EZ KATKA» Роман Ермолаев.

Роман увлекается компьютерными играми с 7 лет. Сейчас ему 21. Он учится на последнем курсе в ПГУ на факультете вычислительной техники.

 — У меня компьютер появился очень рано, когда для многих друзей  — это было роскошью. Потихоньку разбирался в играх, просматривал турниры, играл в «Counter Strike V1.6» и «Warcraft 3». В то время мой отец также увлекался компьютерными играми. Впервые я пошел в компьютерный клуб «Альбатрос», когда учился в 3 классе. Сидел со взрослыми мужиками и также играл. Вместо того, чтобы купить себе еду, те же чипсы и конфеты, я тратил время и деньги на походы в компьютерный клуб. Тогда один час стоил всего лишь 12 рублей. Наверно поэтому я и пошел учиться на программиста, — отметил Роман Ермолаев. 

Компьютерный клуб «EZ KATKA» — многофункциональная киберспорт арена, удовлетворяющая потребности как новичков, так и опытных геймеров. Подобные клубы есть не только в Пензе, но и в других городах, например, Самаре, Кузнецке, Раменском (Московская область). 

В нашем городе «EZ KATKA» работает относительно недавно — с июля прошлого года. Роман Ермолаев узнал об этом клубе еще до открытия. 

— На сайте по поиску работы нашел объявление, где требовался администратор, который разбирается в киберспорте. Пришел на собеседование и начал трудиться. Помимо администраторской работы, занимался любительскими командами. Их у нас 6, в каждой из которых по 5 человек. Уже как 4 месяца являюсь заместителем директора по развитию бренда. Работаем с коллегами, в основном, из дома. Нет нормированного графика, но выходные все же есть — суббота и воскресенье. В мои обязанности входит проверка тренировочных матчей игроков,  документов, отслеживание активности команды, анализ работы в соцсетях и многое другое, — пояснил он. 

В клуб «EZ KATKA» приходят люди, которые хотят либо постичь азы киберспорта, либо потренироваться и поучаствовать в соревнованиях. 

— Мы предоставляем услуги индивидуальных тренировок. Сейчас у нас работает три тренера, которые имеют опыт в киберспорте примерно 8-10 лет. Из-за пандемии занятия проходили онлайн, где наставники следили за играми своих подопечных. Сейчас, к сожалению, спрос на услуги тренеров есть, но он не большой, — подчеркнул Роман Ермолаев. 

Средний возраст киберспортсмена — 12-18 лет. Со слов Романа, в 27 уже тяжело начинать заниматься киберспортом, поскольку важна скорость прохождения игры и быстрота реакции. Но все же находятся геймеры, которые возвращаются в киберспорт. 

— Профессиональный российский киберспортсмен Михаил Столяров — дважды чемпион России по версии WCG  в 2009 и 2011 годах. Бронзовый призёр данного мероприятия на мировых соревнованиях в Пусане в 2011 году. Выступал под ником «Dosia», на несколько лет прекратил заниматься киберспортом. Сейчас ему 32, и он до сих пор мелькает на замене в крупных командах, — отметил заместитель директора по развитию бренда «EZ KATKA».

Многие не смыслят в  киберспорте, считают это пустой и бесполезной тратой времени.

 — Люди не понимают, зачем нужен киберспорт, не воспринимают его серьезно. На самом деле, компьютерные игры развивают человека, как говорят геймеры, «прокачивают» определенные навыки. Игроки, которые серьезно занимаются компьютерным спортом, имеют неплохую физическую форму. Слабый человек просто не выдержит многочасовой марафон игры (12-16 часов). Кроме того, киберспорт способствует продвижению игровой индустрии за счёт турниров, привлекающих спонсоров. У каждого подобного соревнования имеется призовой фонд, за который и борются участники. В зависимости от результатов, средняя зарплата профессионального киберспортсмена может достигать десятков тысяч долларов в месяц. В нашем клубе тренеры и спортсмены зарабатывают до 1000 долларов в месяц — заявил Роман Ермолаев.

Киберспорт — дисциплина настоящего и будущего

 — Во-первых, киберспорт дает навыки общения. Во время игры постоянно приходится контактировать с партнерами по команде, находить компромиссы, решать конфликтные ситуации, договариваться, поддерживать друг друга. Во-вторых, киберспорт, как и любой другой вид спорта, воспитывает волю к победе, целеустремленность, трудолюбие, ответственность, усидчивость. Эти качества помогут новичку добиться успеха в любой сфере деятельности. Кроме того, киберспорт развивает аналитическое мышление. Очень важно уметь просчитывать ходы соперника, распознавать личностные черты других игроков, — разъяснил Ермолаев.

Соревнования по кибеспорту проходят ежегодно. Во многих из них участвуют студенты ПГУ. Например, в прошлом году с 19 по 23 ноября в Мордовии проходил Всероссийский турнир ROG x Colizeum по киберспортивной дисциплине CS:GO с призовым фондом 1 миллион рублей. Команда из Пензы (EZ KATKA) вошла в тройку лучших из 700 участников. Пензенские киберспортсмены заняли в турнире 3-е место и выиграли 50000 рублей.

— У нас есть профессиональный состав по Valorant. Наша команда, в которую входят геймеры из Москвы и Ижевска, активно принимают участие в подобных турнирах. Сейчас проходит серия турниров под названием «Valorant Champions Tour» от разработчика Riot Games, в которых участвует 256 команд. Соревнования состоят из  трех этапов: региональный Challengers, международные Masters и Champions. Команды через стадию Challengers смогут пройти на Masters. Лучшие составы сыграют в стадии Champions. 16 команд сразятся за титул чемпиона мира. Это самый крупный турнир с призовым фондом более миллиона долларов. В следующем месяце наша команда будет готовиться к третьему этапу соревнований, который пройдет с середины июля до конца августа. Планируем собрать ребят на спортивной базе, где они будут тренироваться до лета, — пояснил Роман Ермолаев. 

Стоит ли погружать школьников в киберспорт?

— Планируем развивать киберспорт и в школах. Хотим создать специальные секции или кружки. Проблема в том, что руководство многих школ  считает этот вид спорта вредным для здоровья детей. По их мнению, большая вероятность, что школьники не смогут контролировать себя, втянутся в игры и не смогут остановиться.  Но это не так. Киберспорт — четко выстроенная система отношений, ролей и тренировок, которая подразумевает способность человека применять спортивные навыки в киберпространстве. Ребенок анализирует, принимает решения, выстраивает стратегию. Все навыки и качества, которые возникают у начинающего киберспортсмена, обязательно пригодятся ему в дальнейшей жизни. Важно, чтобы родители понимали, что киберспорт — это один из ключевых этапов социализации ребенка и в целом полезный инструмент в их жизни. Мир становится все более цифровым, и детям нужно помогать в нем существовать! — призвал Роман.

Похожие статьи