Нужен ли Пензе креативный кластер, и кто из чиновников возьмется за этот проект?
Елена Альшина (Пирожкова)
Елена Альшина (Пирожкова)

В декабре 2020 года Президент России Владимир Путин поручил правительству, Агентству стратегических инициатив (АСИ) и региональным властям создать механизмы, с помощью которых можно будет преобразовать промышленные зоны и заброшенные здания в креативные кластеры. В феврале 2021 года в этой программе приняли участие жители из 575 населенных пунктов, поступило более 3,3 тыс. заявок из 80 российских регионов.

Креативные кластеры региональным властям не нужны

Со слов руководителя специальных проектов, общественного представителя и эксперта АСИ в Пензенской области Марины Тарасовой, команда нашего региона прошла обучение в Центре городских компетенций АСИ по программе RurbanCreativeLab в начале этого года, но, к сожалению, многих представителей региональной власти этот проект не заинтересовал.

— Понимая необходимость и важность создания креативных кластеров, мы сделали проект и презентацию самостоятельно. Из всех субъектов-участников в финал вышли 20 регионов, а впоследствии из них сформировался топ -10 сильнейших команд, чьи презентации представляли сами заинтересованные губернаторы или вице-губернаторы, — отметила Марина Тарасова.

В феврале прошлого года команда из Пензы приняла участие в проекте «Сто городских лидеров», направленного на развитие городских сообществ и их активное включение в процессы изменения российских городов к лучшему. В состав команды вошли начальник Управления культуры города Пензы Вера Фейгина, руководитель группы компаний Cluster Consulting Group Юлия Артамонова, в том числе и Марина Тарасова.

Наша команда разработала акселератор культурных и социальных проектов «Креативный хаб», цель которого — поддержка социальных предпринимателей и предпринимателей из креативных индустрий, что позволит создать в регионе креативный кластер, а также обеспечить мероприятия, проходящие в городе, качественными творческими сервисами.

«Креативный хаб»: миссия и потребности

— Согласно проведенным опросам студентов творческих специальностей образовательных учреждений региона, около 30% респондентов показали заинтересованность в коммерциализации результатов своей творческой деятельности, причем примерно половина отметила потребность в получении навыков и знаний, необходимых для осуществления предпринимательской деятельности, а также отсутствие психологической готовности к ведению бизнеса. Респонденты указали на то, что они готовы участвовать в креативном бизнесе при условии работы в команде и получении необходимых компетенций, — рассказала Юлия Артамонова.

Помимо этого, в регионе отмечается возрастающая потребность в креативных бизнесах следующих направлений: дизайн, в т. ч. промышленный, фотография, музыка, живопись, скульптура, графика, архитектура, журналистика и др.

Одной из важных задач, стоящих перед акселератором «Креативный хаб», является создание в нашем городе креативного кластера на базе лучших мировых практик креативных индустрий. «Креативный хаб» сейчас является одним из проектов, поддерживаемых компетенциями экспертов консорциума «Евразийский институт кластерного менеджмента и регионального развития».

— Месяц назад обучающая программа акселератора была включена в перечень рекомендованных Министерством экономики РФ для обучения в регионах в рамках реализации нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство». К концу августу запланирован старт образовательной программы, — отметила Юлия Артамонова.

В ноябре этого года от Пензенской области порядка 70 проектов будут представлены на форуме «Сильные идеи для нового времени», организаторами которого  выступают Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов и Фонд Росконгресс. Работа над некоторыми идеями шла при непосредственном участии городской власти — мэра Пензы Андрея Лузгина, входящего в состав команды разработчиков проектов «Центр серебряных кадров» и «Креативный хаб».

Странно, что ни одно из наших Министерств не волнует вопрос кластерной индустрии, хотя креативное пространство — площадка, дающая большие возможности для развития малого и среднего бизнеса и индивидуальных предпринимателей, так как уровень процентной ставки сейчас ниже, нежели в качественных офисных и торговых центрах. Арт-пространства обеспечивают творческую молодежь средой, богатой возможностями для самообучения, обмена навыками, реализации собственного видения города и области. Креативные пространства также служат дополнительными точками притяжения для туристов, а также  влияют на улучшение общего имиджа окружающей территории в целом. Многим регионам интересна кластерная индустрия.

Так, Самарская область стала одним из 10 финалистов первого этапа федеральной программы Rurban Creative Lab. До конца 2021 года в регионе будут запущены три креативных кластера трех разных типов на трех разных территориях, включая сельские. В десятку финалистов вошли Ульяновская, Иркутская, Тюменская, Свердловская, Новгородская, Новосибирская, Рязанская области, Удмуртская республика и Ханты-Мансийский автономный округ.

Так почему бы и нашему региону не попробовать заняться этим перспективным направлением, например, преобразовать здание бывшего кинотеатра «Родина» в арт-объект, где на первом этаже можно будет организовать церемонию бракосочетания, а на втором творческий кластер? Главное, найти того, кто сможет вести этот бизнес, а потом уже сможем понять, осилим мы это или нет. Необходимо обсудить этот вопрос на Совете по инновациям и инвестициям, возможно, что врио губернатора Пензенской области Олег Мельниченко найдет рычаги воздействия на ситуацию и назначит ответственного за ведение кластерной индустрии.

Источник фото: Марина Тарасова

Похожие статьи