Расскажем о бизнесе Вакансия программиста
Школа  — фундамент всестороннего развития личности или инкубатор роботов?
Елена Пирожкова
Елена Пирожкова

«Для чего учить географию, если есть извозчик, который всегда довезет?»

Д. И. Фонвизин «Недоросль»

Почти 70% российских школьников назвали предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» самым бесполезным. Такие данные показал опрос, проведенный Институтом прогрессивного образования среди учащихся 8-11 классов.

Ученики рассказали, что ОБЖ не дает практических навыков по выживанию, а сами уроки зачастую являются формальными. Почти 60 % школьников считают ненужной технологию: ребята назвали предмет скучным, а также отметили, что разделение программы на мужскую и женскую в наше время уже не актуально, а около 40 % убрали бы из школьной программы астрономию. По мнению учащихся, этот предмет слишком сложный и никогда не пригодится в жизни. Каждый пятый опрошенный предложил исключить из программы основы религиозной культуры, поскольку вопросы религии для них являются слишком личными. 17% учащихся предпочли отказаться от уроков краеведения, а 15% считают бесполезными школьные уроки музыки и рисования.

Дети подчеркнули, что хотели бы добавить в школьную программу уроки психологии и финансовой грамотности. 30 % респондентов хотели бы видеть в расписании программирование и половое воспитание. Также учащиеся внесли бы в свое обучение йогу и танцы.

Российские школьники рассказали о  предпочтительном формате обучения. Они стали больше ценить очное обучение после весеннего внедрения дистанционного формата.

По мнению российских педагогов, выбор ненужных предметов старшеклассниками во многом определялся тем, что по этим дисциплинам не сдают ЕГЭ. Однако из опроса учащихся можно сделать вывод и о системных проблемах преподавания указанных предметов в российских школах.

— На самом деле к большинству предметов, которые учащиеся захотели убрать из программы, сами школы относятся как к маловажным и второстепенным, — рассказывает учитель начальных классов Наталья Полянская. — Например, в начальной школе очень часто не хватает учителей технологии и рисования, и их обязанности вешают на классного руководителя. Понятно, что от таких занятий немного толку, хотя в целом для младшеклассников эти дисциплины нужны. Немногие дети в этом возрасте могут целый учебный день концентрироваться на письме или счете. Технология, музыка и рисование помогают им переключиться на другую сферу деятельности и отчасти отдохнуть. Предмет «Основы религиозных культур и светской этики» четвероклассники, конечно, вообще всерьез не воспринимают. Оценка по дисциплине не ставится — соответственно, вникать в пройденный материал для большинства ребят нет никакого резона.

Учитель ОБЖ Николай Топорков считает, что значимость его предмета незаслуженно недооценивается уже многие годы самими школами, поэтому и дети считают его бесполезным.

— Проблема в том, что квалифицированных педагогов по ОБЖ в стране практически нет, — говорит учитель. — В педвузах отдельного направления подготовки по этой дисциплине не предусмотрено. Да и многие школы стремятся максимально сократить количество часов на преподавание дисциплины. Серьезные вопросы вызывает и программа, в которой большая часть времени отводится теории, а не практике.

Практические знания из курса ОБЖ необходимы всем людям в повседневной жизни, просто многие не сталкивались с опасными ситуациями. В связи с этим возникает проблема: родители и ученики не знают элементарных правил безопасности, единицы могут правильно оказать первую помощь другому человеку.

ОБЖ — это предмет, максимально приближенный к нашей реальной жизни. Если правильно построить урок, сначала описав какую-то опасную ситуацию из жизни, которая произошла в стране недавно, а потом начать опрос учеников (как бы они действовали в подобной ситуации), то можно было бы сразу заинтересовать ребят этой темой.

Необходимость изучения астрономии многие педагоги ставят под сомнение, как и школьники. По мнению учителя физики и астрономии Дарьи Мельниковой, этот предмет не следовало делать обязательным в старших классах.

— С 2018 года школы обязаны включать астрономию  в программу 10-11-го классов, — объясняет она. —  В это время большинство детей уже определяются с направлением и начинают готовиться к поступлению в вуз. С точки зрения сдачи ЕГЭ, этот предмет полезен только для тех ребят, которые сдают выпускной экзамен по физике, так как туда с недавних пор вошел и вопрос по астрономии. Понятно, что все остальные в большинстве своем воспринимают необходимость изучения данного предмета скептически. К тому же он действительно сложный и дается легко далеко не всем. Многие учителя это понимают и оценивают учеников лояльно, чтобы не портить аттестат. На мой взгляд, подобные дисциплины все-​таки должны изучаться в специализированных классах или преподаваться в качестве факультатива.

Каждый предмет важен по-своему

Эта тема волнует также родителей и преподавателей Пензы.

Учитель начальных классов гимназии № 13 Дарья Мухина считает, что каждый предмет по-своему интересен и важен. Все зависит от того, как учитель преподает свою дисциплину.

— Если учитель преподает реально, то предмет важен для жизни. А если он просто делает видимость своей работы, то время уходит впустую, — подчеркнула она.

По мнению Дарьи Мухиной, уроки музыки необходимы лишь в начальной школе. Они  развивают у школьников интерес к музыке, формируют способность творчески мыслить, а также прививают учащимся навыки восприятия музыкальных произведений и выразительного их исполнения. К тому же, это хороший способ расслабиться и отвлечься от трудных предметов и домашних заданий.

— Дети должны развивать вокальные способности, слух и музыкальный вкус, а также должны иметь представления о всемирно признанных композиторах и их произведениях, — сказала Дарья.

Однако многие учителя начальных классов не знают, как правильно вести уроки музыки.

— Я не знаю, как преподавать толком музыку. Подготовка к урокам у меня как у педагога вызывает психоз. Я считаю, что если музыка должна быть, то должен вести педагог с соответствующим образованием, поскольку перед пением нужно делать вокальные упражнения (разминку). Педагог должен уметь объяснять детям музыкальные образы, проецируя их на жизненный опыт, а также уметь играть на музыкальных инструментах. Мы (учителя начальных классов) этого не умеем делать, — подытожила она.

В старшем и среднем звеньях этот предмет можно ввести факультативно, поскольку большее время у школьников будет уходить на подготовку к ОГЭ и ЕГЭ.  

Мать 8-летней школьницы Анна Волошина предлагает убрать из школьной программы физическую культуру. В 36-й школе этот предмет проходит три раза в неделю. Вместо него, по мнению Анны, можно было бы добавить часы математики, русского или чтения.

Любимый предмет ее дочери Марии — рисование. Девочка увлекается им с пяти лет. Уроки музыки же проходят скучно.

— Учитель музыки заставляет петь неинтересные песни. Каждые уроки проходят одинаково. А еще учитель ни разу не играл на уроках на музыкальных инструментах, кроме как на пианино, — отметила школьница.

Отец семиклассника Николай Егоров утверждает, что все школьные предметы важны по-своему. Просто некоторые учителя не могут преподать дисциплину интересно. Его сын Глеб с радостью ходит на уроки, особенно на историю.

 — Мне всегда очень интересно на уроках истории. От учителя я узнал об истории Средневековья и Древнего мира и захотел оказаться в том времени, чтобы оказаться в центре событий.  Я понял, что, не зная прошлого, нельзя построить будущее, — заявил школьник.

Ориентация на патриотическое воспитание

В России началась подготовка школьных советников по воспитанию в рамках федерального проекта «Патриотическое воспитание». После обучения они будут заниматься патриотическим воспитанием школьников в десяти пилотных регионах с апреля.

 — Задача советников — заниматься внеучебной деятельностью, организовывать досуговую деятельность детей. Мы надеемся, что после обучения они станут хорошими помощниками организации работы со школьниками, отвлекая их от улицы, интернета, — сказал он.

Советники по воспитанию появятся в школах в соответствии с президентским законом о воспитании школьников и формировании у них патриотизма и гражданственности. Владимир Путин внес эту инициативу в Госдуму в мае 2020 года. Она прошла обе палаты Федерального собрания и была опубликована в виде закона 31 июля.

Закон предусматривает, что школы должны будут на основе примерных планов Министерства просвещения разработать свои программы воспитания и календарные планы мероприятий. Воспитательный процесс, в соответствии с законом, включает формирование у детей «чувства патриотизма и гражданственности», уважения к закону, «человеку труда и старшему поколению», «к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества», бережное отношение к культурному наследию «многонационального народа» России и окружающей среде.

По признанию министра просвещения Кравцова, главной задачей патриотических воспитателей станет «организация работы со школьниками и отвлечение их от улицы и интернета».

 — Мы вкладываем в это понятие больше знания и уважения к своей малой и большой родине, истории, общение и уважение к взрослым, — отметил Сергей Кравцов.  

Судя по такому описанию, идеальный портрет школьника в 2021 году, по мнению чиновников, —  это подросток, сидящий в четырёх стенах, смотрящий в одну точку и беспрерывно размышляющий о малой и большой родине.

Все знания одинаково важны, и пренебрежение основами анатомии, физиологии, психологии, педагогики может привести к серьёзным педагогическим ошибкам. Не все учителя могут преподносить информацию интересно. Многие приходят в школу ради галочки. Несмотря на это,  родители должны с детства прививать ребенку любовь к труду. Важно сделать так, чтобы он захотел этого сам, чтобы в дальнейшем стать специалистом широкого профиля.

Источник фото: https://www.parents.ru/article/kak-prodlenka-vliyaet-na-razvitie-rebenka-plyusy-i-minusy/

Комментарии: {{ appData.total }}

Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь и оставьте комментарий первым! Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии!
  • {{ item.user.title }}

    {{ item.comment }}

Похожие статьи