ЛИХИЕ ДЕВЯНОСТЫЕ. РЕКЛАМА
Журналист
Журналист

Редакция портала «Пенза-Онлайн» продолжает серию публикаций под рубрикой «Лихие девяностые». Приватизация, ваучеры, денежные реформы, талоны на продукты, «челноки». Согласитесь, это «светлое» время навсегда останется в нашей памяти.

Девяностые

ПОДАРОК СУДЬБЫ

А ещё в лихие девяностые в СМИ пришла реклама. Ох, что тут началось! Ведь для журналистской братии это был реальный шанс подзаработать и поправить своё скромное материальное положение: только за организацию рекламного материала полагалась премия в 10-15%. Да ещё гонорар. Поэтому именно реклама для многих моих коллег вышла на первое место по энергозатратам. День и ночь десятки журналистов бегали в поисках заказчика рекламы.

ЗАКАЗЧИКИ

Стоит ли говорить, что основным заказчиком рекламы стала торговля. Магазины, Торговые Дома, фирмы, перепродающие импортные товары… Интересно, что особые требования заказчик не предъявлял, главное, чтобы в телевизоре было название организации и лицо или фамилия руководителя! Это считалось престижным! Так как рекламой стали заниматься все, кому не лень, уровень её был весьма скромным. «Помогал» и заказчик, не требуя от исполнителя никакого креатива. 

Первая реклама была почти примитивной, что называется «дёшево и сердито». Самой выгодной была так называемая «бегущая строка». Ни тебе картинки, ни высокохудожественного текста… Лафа! А денежки капали! Помню, как орал я в телефонную трубку, когда, сидя дома у телевизора, вдруг увидел в своей программ о Лермонтове и «Тарханах» бегущую строку: «женские колготки на любой вкус…»

Пензенские заказчики руки авторам не выкручивали. Требовали одного: чтобы было как у… И приводились примеры рекламных роликов с центрального телевидения. Это, конечно, обижало! В каких-то случаях, бывало, и лучше придумаешь, ан нет – не надо, сделай, чтобы как у… Так длилось несколько первых лет.

РЕКЛАМА НА ТВ

Я тогда работал на Пензенской студии телевидения и очень, как, впрочем, и все мои коллеги,  хотел попробовать себя в рекламном бизнесе. Бегущая строка была мне не интересна. Привлекала игровая реклама. Так, кстати, я познакомился со многими известными теперь, а тогда совсем молодыми артистами: Сергеем Казаковым и Альбиной Смеловой, только что приехавшими в Пензу. Появлялась компьютерная графика и именно она должна была сделать рекламу яркой, броской, запоминающейся… Так нам всем тогда казалось. Казалось до тех пор, пока на рынок не пришли серьёзные иностранные компании. 

Выяснилось, что ни компьютерная графика, ни яркость и броскость на экране, ни креативные решения  их не интересует. А интересует только одно: стал ли лучше продаваться товар или услуга, который мы рекламируем. При этом они досконально подсчитывали деньги, которые вложили в рекламу и которые заработали с помощью её. Местные рекламодатели уделяли этому гораздо меньше внимания, их радовал сам факт присутствия в телеке!

РЕКЛАМНОЕ ПОЛЕ

Чего греха таить, в этом деле в начале девяностых мало, кто понимал. Ни рекламодатели, не рекламщики учиться не хотели. Наши. А вот иностранные специалисты знали куда больше! Именно они стали интересоваться, где именно может быть размещена реклама, потому что размещённая в межпрограммном пространстве она работала так, а втиснутая в популярную передачу, совсем иначе! И вот тут стало ясно, кто чего стоит! На улицу талантливых журналистов пришёл праздник! 

Потому что именно в их программах стали размещать свои рекламные ролики опытные заказчики. Авторам интересных программ не надо было уже бегать в поисках заказов, они (заказчики) сами находили поле для своей рекламной деятельности. Всё встало на свои места: журналисты стали заниматься тем, что делали раньше – создавать интересное телевидение! Закончился период стихийной рекламы.

ВРЕМЯ ПРОФЕССИОНАЛОВ

Оно, конечно же, наступило! Профессионал – он и в Африке профессионал! Здесь не удержусь и вспомню интересную ситуацию. Во время предвыборной борьбы 1998 года я как действующий журналист Государственной телерадиокомпании работал в команде Ковлягина – главы Пензенской области. Таковы были реалии. После того, как выборы выиграл Бочкарёв, один из его сторонников стал прозрачно намекать мне на то, что проиграли все ковлягинцы, в том числе и я… Каково же было его удивление, когда через короткое время ваш собеседник был назначен главным редактором авторских программ ГТРК «Пенза». Во время очередной встречи на его немой вопрос «мол, ничего не понимаю» я произнёс  только одну фразу: «всем нужны профессионалы»!

Но к рекламе. Был счастлив, что именно меня, мои программы выбрали тогда многие крупнейшие и известнейшие компании мира: Сони, Тефаль, Глаксо Вэлком, Хёхст-Мэрион- Руссель… Первые известны любому покупателю, а две последние – крупнейшие в мире фармацевтические компании, создатели уникальных препаратов, которые были удостоены премий – аналогов Нобелевской! 

Удивляло, кстати, и то, что уставы компаний запрещали огульно рекламировать собственный продукт. И удивляло, и создавало трудности в работе. Принцип «не навреди» научил достигать цель не любым путём, как это часто бывало в рекламе отечественной.

К концу девяностых мы многому научились! Интересен такой факт: на пензенскую студию телевидения стали ездить специалисты из Москвы. Дело в том, что производство рекламы на провинциальном телевидении стоило в разы меньше, а качество производства достиг вполне приличного уровня. Стоит ли говорить, что при таком раскладе мы получали провинциальные гонорары, а продавался рекламный продукт по московским ценам. Бизнес!

И такими они были – «лихие девяностые»!

P.S. Автором следующей истории из лихих девяностых может стать любой из вас. Пишите на адрес редакции.

Похожие статьи