20° ... 20°, ветер 3 м/с
94.32
100.28

Журналист
Журналист


Сегодня, 6-ого июня, мы отмечаем День русского языка. Ах, как хочется, чтобы праздник этот был не просто приурочен ко дню рождения А.С. Пушкина, а имел особый статус, свою судьбу. Вернее – до краёв был бы наполнен работой по возвращению великого русского языка в нашу повседневную жизнь. Потому что у нас проблема! Но сначала

НЕМНОГО ИСТОРИИ


Идею учреждения Дня русского языка впервые публично высказал Иван Клименко на страницах "Парламентской газеты" 26 декабря 2007 года. В статье "Да будет День!" автор, подводя итоги Года русского языка, отмечал "...опыт именного Года свидетельствует о том, что для непременного развития языка в каждом грядущем календарном году обязательно должен еще быть и один именной День. День русского языка. Всемирный праздник для всего Русского мира". К сожалению, ни законодательная, ни исполнительная власти России тогда на это умное предложение не отреагировали.

КРЫМ ВСЕГДА БЫЛ РУССКИМ


Мало, кто знает, что еще раньше, в 1996 году, День защиты русского языка 6 июня, в День рождения А. С. Пушкина, начала праздновать Русская община Крыма. С 2007 года 6 июня стал открываться Международный фестиваль русской, славянской культуры «ВЕЛИКОЕ РУССКОЕ СЛОВО», проводимый в Крыму по инициативе Русской общины Крыма. Именно в этот день участников фестиваля на протяжении многих лет поздравляет Президент Российской Федерации.
И только в 2010 году идею поддержала ООН, учредив и отпраздновав 6 июня, в день рождения Александра Пушкина, День русского языка. А через год соответствующий указ был подписан Президентом Российской Федерации: «Установить День русского языка и отмечать его ежегодно, 6 июня, в день рождения великого русского поэта, основоположника современного русского литературного языка А.С. Пушкина».

ДОЛОЙ НЕГРАМОТНОСТЬ


Опять же, малоизвестный факт: почти 92 года назад было образовано Пензенское отделение общества «Долой неграмотность». В 1930 году, например, это общество насчитывало 200 тысяч ячеек, три миллиона членов по всей стране. Общество «Долой неграмотность» научило говорить и писать грамотно 5 миллионов человек! Ну, скажите, кто сегодня будет протестовать против возрождения такого общества? Уверен, никто! Хотя… Демократия, знаете ли, штука опасная. 

Отвратительная, если верить одному великому человеку. Просто лучше пока ничего не придумали. Так вот, при обсуждении вопроса о возрождении общества «Долой неграмотность» полуграмотные ведь тоже голосовали бы! И голосовали бы «против», потому что сами вряд ли осознают свою безграмотность. А в их рядах сегодня и политики, и чиновники, и депутаты, и журналисты, и бизнесмены… Правда, все как один, с дипломами, подтверждающими высшее образование, а то и учёную степень! Ведь в лихие девяностые, о которых мы с коллегами здесь часто вспоминаем, купить можно было всё! В том числе и любой диплом. Кстати, и сегодня можно! Мне, например, совсем недавно предлагали стать… академиком литературы. Пора, говорят! И по сходной цене! Вот так… 

Но вернёмся к проблеме русского языка, а точнее – к проблеме неграмотности. Какая неграмотность в 21 веке?

ЧИТАТЬ И ПИСАТЬ УМЕЕТ КАЖДЫЙ


Конечно, безграмотность сегодня совсем иного рода. Действительно, читать и писать умеют все. В чём же неграмотность? Думаю, прежде всего, в пренебрежительном отношении к нормам русского языка, в упрощении этих норм, в их искажении. Самый яркий пример: взгляните на клавиатуру своего компьютера – на ней есть клавиша с буквой Ё. Теперь взгляните на текст, который вы набираете, – буквы Ё в нём нет! Вот такой фокус-покус! А ведь это элементарное неуважение к родному языку.

Кто сегодня при общении в социальных сетях или в смс-сообщениях будет писать новое предложение с заглавной буквы? Или исправно ставить все необходимые знаки препинания? Школьники давно не напрягаются по этому поводу. Может быть, и знают, как надо, но некогда. Да и не прикольно это! 
А так как именно на своём прикольном языке они с утра до вечера общаются друг с другом, на бумаге возникают проблемы. А бумага – это диктанты и сочинения, это экзамены, это ЕГЭ, это пропуск в новую жизнь! 

Не раз пробовал в тех же социальных сетях журить младшего товарища за небрежность и отсутствие знаков препинания. Ничего кроме протеста это не вызывает: ну ведь понятен смысл сообщения, чего же ещё? Конечно, знаки препинания не исчезли пока что из печатных СМИ, но… Вот откройте газету и попробуйте найти «точку с запятой», «двоеточие», «тире». Я не нашёл. Только запятые. И это говорит о том, что знаменитое «богатство великого и могучего» куда-то делось. Кто-то его уже профукал! А ведь знаки, о которых я говорю, делают язык более точным, то есть, точнее передают смысл сказанного, наши эмоции, нюансы речи. Может быть, поэтому современная молодёжь не любит читать классику – слишком сложно? Язык интернета приучает нас к языку простому и даже примитивному. Остаётся только напомнить об открытии, которое в 20 веке сделали учёные: язык и мышление связаны напрямую. То есть, примитивный язык – это примитивное мышление! Нужны ещё аргументы?

СМЕСЬ ФРАНЦУЗСКОГО С НИЖЕГОРОДСКИМ


Именно на таком языке говорили многие современники Пушкина и Грибоедова. Так что, болячка застарелая. Говорим и мы, к сожалению! Интеграция! Но сегодня засилье иностранных слов переходит все разумные пределы. Нет, я не продолжатель дела г-на Шишкова, отнюдь, бильярд шарокатом или анатомию трупоразъятием называть не призываю. Но как вам такая фраза, услышанная мной от организатора одного мероприятия: «выражу свой респект тем, кто на реперных точках будет в тренде». Перевожу на русский: буду приветствовать тех, кто на важных точках будет действовать в нужном направлении». Или что-то в этом духе, я не очень знаком с этим языком. И это русский человек говорит русским! 

Как не вспомнить здесь добрым словом моего учителя, профессора Кирилла Дмитриевича Вишневского, который учил говорить нас правильно, грамотно, по-русски, а значит, и мыслить верно! Учил говорить «пензяк», а не «пензенец». Вот только один в поле не воин…

Я уже рассказывал вам о том, что создано Общество русской словесности. Вскоре появится и его пензенское отделение. Думаю, мы продолжим ещё наш разговор о русском языке. А пока – я вас очень прошу – давайте уважать язык Пушкина и Лермонтова, Толстого и Тургенева, Гоголя и Чехова, Бунина и Шолохова… К счастью, нам есть, у кого учиться!

Источник фото:  http://russkiy-na-5.ru/

Похожие статьи