По Пензе с экскурсоводом: чем отличается улица Московская от всех других улиц города
Журналист
Журналист
Полина Елистратова

На информационно-аналитическом портале «Пенза-Онлайн» продолжается уникальная экскурсия по центру города Пензы. В сегодняшней статье наш корреспондент и неожиданные участники проекта узнают нечто новое, оценив все прелести вида на центральную улицу города…

– Прошу вас бросить взгляд влево, на улицу Московскую, – говорит Светлана Алексеевна, обращаясь к нашей маленькой экскурсионной группе. – Во всех городах так назывались улицы, которые выходили на тракт, ведущий в первопрестольную. Улица эта упиралась в северные ворота Пензенской крепости или, вернее, выходила из них. Хочу обратить ваше внимание, какая замечательная перспектива открывается перед вами. Однако у меня есть для вас вопрос. Чем отличается улица Московская от всех остальных в городе?

– Пожалуй, это самая популярная в городе улица с огромнейшим количеством магазинов, банков и кафе, – усмехается юный студент художественного училища.

– Это, конечно, важно, – улыбается в ответ экскурсовод. – Но главное отличие заключается в том, что все здания по обе стороны Московской представляют собой единое сооружение. Дома застроены очень тесно, соединены арками и представляют собой единый торговый ряд. Хотя, на сегодняшний день единство зданий во многих местах нарушено. Это произошло с появлением многоэтажек. Город молодеет. Сюда -вверх, где мы сейчас с вами стоим, устремлялись взоры всех шедших по улице Московской.

А какая картина открывалась перед их взором: на самом верху возвышался Спасский собой, и с каждым шагом вверх, он своим обликом рождал в душах жителей и гостей города духовный трепет, веру в спасение от невзгод, волновал сердца своей величественной красотой. Вот и вы, когда будете в очередной раз подниматься по улице Московской, просто взгляните вверх, узрите «дорогу к храму». После всего сказанного нам остается только развернуться и увидеть в настоящий момент строящийся главный храм города.

Строящийся главный храм города Пензы

Именно это мы и делаем в следующую секунду: перед нами возносится гигантское сооружение, венчаемое позолоченным куполом.

– Слева от нас – здание бывшего кинотеатра «Родина», типичный образец архитектуры сталинского классицизма, – продолжает свой рассказ Светлана Алексеевна. – Подобные заведение культуры стояли практически в каждом районе области. Кинотеатр был построен во времена социализма и борьбы с религией почти на том месте, где стояла деревянная церковь Святого Николая Чудотворца Мирликийского, по имени которого улица, по которой мы шли с вами несколько мгновений назад, стала называться Никольской. Это название она носила вплоть до революции. Никольская церковь была знаменита еще и тем, что на ее колокольне в 1795 году были установлены городские часы. Кроме того, согласно книге «Пензенский хронограф», на колокольне Никольского храма в восемнадцатом веке жил местный Василий Блаженный. Зимой и летом он ходил босиком, и горожане считали его прорицателем. Здесь же, рядом с кинотеатром «Родина», на месте прежнего Спасского собора в прошлом, двадцатом веке, находился памятник вождю мирового пролетариата…

– Памятник Марксу! – торжественно восклицает девушка.

– Именно, – улыбается Светлана Алексеевна. – Карлу Генриху Марксу. Судьба этого памятника весьма интересна. Начать следует с того, что это первый в Европе памятник Марксу, он был открыт в нашем городе на Соборной площади, переименованной к тому времени в Советскую. Но простоял он там совсем недолго: из–за того, что скульптор Е.В. Равдель выполнил портрет Маркса из глины (а материал этот, как известно, не всегда отличается прочностью), буквально через неделю памятник пришлось снять. В том же, 1918–м году, 7–го ноября, в день празднования годовщины Октябрьской революции, был заложен новый памятник, но уже в верхней части улицы Никольской. В честь этого улица была переименована в улицу Карла Маркса.

Однако соорудить памятник по ряду причин снова не удалось. Памятник, который помнят еще многие пензенцы, открыли лишь в середине двадцатого века. Он выполнен скульптором С.С. Алешиным и архитектором Г.А. Захаровым. Памятник поставили на месте уничтоженного большевиками Спасского кафедрального собора. В 2012–м году бюст Маркса убрали с площади в связи с тем, что началось восстановление уничтоженной церковной обители, через два года бюст был установлен на новом месте. Будем надеяться, что памятник автору «Капитала» наконец–то обрел свое постоянное место жительства.

Сегодня мы его еще увидим. Надо отметить, что центр нашего города объединяет абсолютно несовместимые вещи и эпохи: Собор, здание бывшего кинотеатра «Родина». А вот это сооружение, именуемое в народе «Грот» – ничто иное, как пьедестал памятника Александру II, освободителю, который так и не был создан. Возведен лишь пьедестал. Только представьте себе, как бы смотрелась эта громадина, если один пьедестал представляет собой сооружение такой высоты.

– Да, внушительный получился бы памятник! – хором соглашаются студенты художественного училища.

– Мы же мимо несостоявшегося памятника царю проходим с вами в сквер имени 40–летия Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи…

О том, в насколько запущенном состоянии находится известный мемориальный объект города, находящийся в вышеупомянутом сквере, читайте в ранее опубликованной на сайте статье «Как Пенза «чтит» память о своих героях».

(продолжение следует)

Похожие статьи