Валерий Беспалов — о конкуренции в небе, ценах на авиабилеты и перспективах аэропорта Пензы
Владислав Беляков
Владислав Беляков
Владислав Беляков

Недавно портал «Пенза-Онлайн» опубликовал большое интервью с директором Пензенского аэропорта Юрием Осколковым. Материал вызвал значительный интерес у читателей. Сегодня мы решили продолжить тему воздушного транспорта и побеседовали с заместителем председателя правительства Пензенской области Валерием Беспаловым.

1.jpg

«Дорогая моя столица»


— Самое главное, о чем мы забыли поговорить с Юрием Осколковым, — о ценах. У нас перелеты чуть ли не «золотые». Из Москвы самолеты летают во все города России. И в 90 процентах случаев стоимость билета оказывается меньше, чем до Пензы. Валерий Николаевич, почему так происходит, и можно ли что-то предпринять в этом направлении?

— С тем, что цены у нас запредельные, я согласен и одновременно не согласен. У всех авиаперевозчиков динамическое ценообразование. Чем раньше ты покупаешь билет, тем дешевле он стоит. На самолет компании «UTair», которая летает во Внуково дневным рейсом, можно купить билет за 3185 рублей. Это при условии его приобретения за 5-7 дней до вылета. Цена доступная. Это не больше, чем стоит купе в фирменном поезде «Сура».

— Но говорят, что в следующем году «UTair» может отказаться от этого рейса?

— Наша задача в том, чтобы «UTair» продолжал летать. Никаких официальных писем от этого перевозчика о прекращении работы в Пензе в правительстве области нет. Трудно представить, что авиакомпания уйдет с маршрута, который она долго нарабатывала. Там стабильный и приличный пассажиропоток. 70-местный самолет ежедневно заполняется на 80-90%. Это очень хорошая загрузка. Люди тоже привыкли к рейсу. Отмечу, что в отличие от «РусЛайна» у «UTair» практически не бывает задержек с вылетами.

В следующем году в Пензу, скорее всего, зайдет еще один авиаперевозчик — «S7». Каждый новый перевозчик борется за пассажиров. И, по идее, дополнительная конкуренция должна скорректировать цены на авиабилеты в сторону снижения.

Конечно, в ценообразовании главную роль играет конкуренция. Если у вас летает 8 рейсов в день разных авиакомпаний, это будет одна история про цены. Если 3 рейса, история совсем другая.

Но, хочу отметить, что все города типа нашей Пензы — те, которые находятся в пределах 600-700 км от Москвы, и в которых проживает около полумиллиона человек, — вряд ли могут похвастаться лучшим и более дешевым авиасообщением со столицей, чем мы.

Также ценник может быть снижен, если авиакомпания перейдет на использование судна, в котором 150-180 мест. И мы со временем к этому придем. В перспективе имеем большие планы по строительству нового аэровокзала. Но пока — в 2017 году — мы хотели бы предпринять небольшой комплекс мер по реконструкции. В частности, приобрести технику для загрузки багажа в самолеты типа «Аэробус» А321 и А319 (вместимостью до 180 мест). Соответственно, нужно будет сделать отдельную зону прилета и выгрузки багажа — с транспортной лентой выдачи.

Сейчас у нас нет зоны прилета как таковой. Пассажир с самолета выходит в город, а затем возвращается в здание аэропорта за багажом. В следующем году мы планируем развести потоки прилета и вылета.

Пока не будет отдельных зон, мы не сможем обслуживать самолеты с вместимостью 120-180 человек. Когда мы это сделаем, начнут летать самолеты большей вместимости. И тогда можно будет вести речь о более низких ценах на билеты.

2.jpg

Летайте без субсидий


— Большие надежды возлагаются на «S7». На рассмотрении этой компании, кроме рейса в Москву, такие направления, как Минеральные Воды, Краснодар, Сочи, Санкт-Петербург. Знаю, что «S7 Airlines» направила письмо в региональное правительство с просьбой о субсидировании рейсов…

— В этом письме нет конкретики и цифр. Как и нет обоснования, зачем субсидировать маршруты. Вообще, я не считаю, что мы находимся в той экономической ситуации, что должны, например, субсидировать рейсы в южном направлении. Смотрите: у нас достаточно уверенный и стабильный пассажиропоток у существующих перевозчиков. Приходит новая компания, и мы зачем-то должны ее субсидировать? Мы стремимся к здоровой конкуренции. «Саратовские авиалинии» летают на юг без субсидий, и вы, «S7», пожалуйста, летайте так же.

Мы ситуацию с субсидиями проходим регулярно. Периодически нам такие письма пишет «РусЛайн». Компания вдруг перестает летать в Санкт-Петербург и просит субсидию. Так было в этом году. Они не летали три месяца: январь, февраль и март. Мы субсидию, естественно, не дали. Они одумались и начали опять летать. Значит, это все равно выгодно. Сейчас они летают в Санкт-Петербург три раза в неделю. Если снизится пассажиропоток, всегда можно найти альтернативное решение. Летать два раза в неделю вместо трех. Один рейс в неделю, в конце концов. Но приходить в правительство области и просить субсидию, грозя прекращением полетов, — это похоже на шантаж.

Мы знаем, что в планах у «S7 Airlines» — приобретение новых судов «Embraer». Это говорит о том, что рынок авиаперевозок в России развивается, значит, есть куда и зачем летать. Деловая активность людей растет. Это подтверждают данные об увеличении пассажиров не только в аэропортах, но и на железнодорожном транспорте.
Самое дорогое у человека — это время. Раньше мы писали письма и отправляли их по почте, сейчас пишем электронные. Раньше мы могли ехать обозом неделю до Москвы, то сегодня у нас есть поезд, автобус, самолет.

Кстати, автобус до Москвы, — реальная альтернатива самолету. Он идет 8-10 часов, билет стоит около 1 тыс. рублей. Цена привлекательная. Сдерживающий фактор для дальнейшего развития автобусного сообщения с Москвой — стройка, развернувшаяся во всем Подмосковье. Есть вероятность попасть в пробку, затор и не успеть на важную встречу. Если бы не было этого фактора, автобусы ходили бы в Москву каждый час. А цены у железнодорожников и у авиаперевозчиков упали бы.

Зачем нам Нижний?


— По поводу рейсов внутри ПФО. В Казань и обратно салон всегда полный. В Нижний Новгород летает максимум 3 человека. Может, есть смысл оставить только Казань и добавить в этом направлении еще один рейс?

— Это вопрос, скорее, политический. Нижний Новгород — столица Приволжского федерального округа. Там много стыковочных рейсов и туда должны летать самолеты из других регионов ПФО. Я считаю, что нам надо 6 дней в неделю летать в Казань. И сделать следующий шаг — перейти с 8-местного самолета, который летает сейчас, на 17-местный, например.

Но постановление Правительства, в соответствии с которым происходят внутриокружные авиаперевозки, заканчивает свое действие 31 декабря 2016 года. Нового нормативного акта пока нет. Наверное, он выйдет во второй половине декабря. И от нас тут ничего не зависит.

Если же рассмотреть авиаперевозки в Нижний Новгород с точки зрения здравого смысла, то:

 а) они не востребованы,
б) время в пути на машине и на самолете от точки до точки соизмеримо.

Грубо говоря, чтобы добраться до аэропорта в Терновку, нужно потратить час, и прибыть за час до посадки. Перелет длится полтора часа. Затем еще полтора часа уйдет на то, чтобы добраться из аэропорта Стригино до нужного вам места в Нижнем Новгороде.

Это почти то же самое время, которое вы потратите, если поедете на машине. При этом если билет на самолет стоит около 3200 рублей, то на машине, потратив 1 тыс. рублей на бензин, вы можете ехать вчетвером, выезжая и возвращаясь в удобное время. Да и билет на автобус до Нижнего Новгорода стоит около 800 рублей.
Экономики в полете в Нижний Новгород мало. Ни время, ни деньги вы не сэкономите. Мы это понимаем.

— Ждать ли нам новых авиакомпаний?

— Мы несколько раз пытались «затащить» в Пензу «Аэрофлот». Но безуспешно. То, что к нам приходит «S7», можно назвать стечением обстоятельств. Дело в том, что этой компании теперь принадлежит пензенское предприятие СКБТ. Поэтому у них в нашем регионе свой интерес.

А в принципе мы рады любым компаниям. Периодически пишем письма, приглашаем зайти в наш регион и организовать перевозки. Но, как правило, перевозчикам интересен пассажиропоток не менее 500 тыс. человек в год. Мы же рассчитываем в этом году перевести лишь 100 тыс. пассажиров. Если будет расти поток, со временем в Пензе появятся и другие перевозчики.

Похожие статьи