image image image image
Памятники притяжения пензенцев и туристов
Елена Альшина (Пирожкова)
Елена Альшина (Пирожкова)

Дню Петра и Февронии Муромских посвящается.

Уже несколько лет 8 июля во всех городах России празднуют День семьи, любви и верности. Дата торжества выбрана неслучайно и совпадает с памятным днем святых Петра и Февронии Муромских — православных супругов, являющихся образцом христианского брака и символом идеальных семейных отношений.

В прошлом году 8 июля в Пензе состоялось торжественное открытие памятника святым супругам работы скульптора Константина Чернявского. Две величественные бронзовые фигуры мужчины и женщины в древнерусских одеяниях с переплетенными руками органично вписываются в общую архитектурно-градостроительную композицию: рядом находятся главный храм Пензенской митрополии, а лестница вниз через улицу Кирова ведет к Спасо-Преображенскому монастырю.  Эта композиция стала украшением храмового комплекса, а также неким местом притяжения для тех, кто верит в искреннюю любовь. 

История любви Петра и Февронии удивительная, чудесная и сказочная. Многим влюбленным парам хотелось бы жить, как они. Феврония была девицей из крестьянской семьи, но необычной девушкой. Все знали о ее даре: она исцелила князя Петра от неизлечимой болезни, за что тот пообещал жениться на ней. В итоге он женился на ней, но только со второго раза, когда снова захворал. 

Петр и Феврония жили в мире и уважении друг другу, по заповедям и править Муромом старались по законам любви и правды, несмотря на то, что бояр не устраивало простое происхождение девушки. Незадолго до смерти Петр и Феврония ушли в монастырь и умерли в один день, правда в разных монастырях.

Святые Петр и Феврония — это пример того, что святость возможна не только среди бедных и убогих, монахов или странников, но и правителей. 

Помимо этого памятника, в Пензе в сентябре прошлого года появился уникальный арт-объект «Кентавр» заслуженного художника России Юрия Ткаченко, установленный на Фонтанной площади. Скульптура стала темой № 1, а также вызвала бурное обсуждение не только среди обычных людей, но и деятелей искусства, ни о какой деликатности и воспитанности никто и не слышал. Даже федеральные каналы не смогли обойти стороной радушного кентавра. В соцсетях мы наблюдали весь спектр мнений, встречались слова с негативной окраской — «уничтожить», «убожество» и «уродство». Многие посчитали кентавра крайне нелицеприятным, однако много было и тех, кого этот арт-объект заставил «расшевелить» мозг.

Сам Юрий Ткаченко утверждал, что образ солнечного кентавра — символ активного творческого начала и архитекторов нашей страны, что привносит дополнительные смыслы в скульптуру, обогащая ее идею и философию. Симбиоз лошади и человека наглядно демонстрирует борьбу противоположностей,  ведь  в каждом из нас проявляется то человеческая сущность, то животное начало. В распахнутую душу кентавра может заглянуть каждый житель нашего города и его гости. Как мы помним, одной из задач проекта было поменять отношение пензенцев к городским пространствам и парковым рекреационным зонам за счет внесения в городскую среду нового визуального объекта, и это удалось. 

Пенза становится все более привлекательной, появляются новые интересные памятники архитектуры и скульптуры, которые притягивают не только жителей города, но и туристов. Местные жители не перестают обсуждать эти творения, пусть для кого-то даже кажущиеся нелепыми и бесполезными. Пензе нужны такие шедевры для кого-то с глубоким смыслом, а для кого-то с полным его отсутствием, но, тем не менее, собирающие вокруг толпы людей, а также заставляющие размышлять о жизненном и вечном.  Поэтому мы двумя руками и за «Аллею правителей России», которую планировалось установить в сквере у епархии, вблизи Спасского кафедрального собора, состоящую из 43 бюстов правителей Российского государства, начиная с князя Рюрика. Надеемся, что точка в вопросе размещения Аллеи в Пензе еще не поставлена. 

Похожие статьи