image image image image
Мгновение второе. Выход в свет.
Борис Шигин
Борис Шигин

Борис Шигин. Семнадцать мгновений «Суры»

 «Пенза-Онлайн» продолжает публиковать воспоминания главного редактора пензенского литературного журнала «Сура» Бориса Шигина и напоминает, что в этом году издание отмечает свой 30-летний юбилей.

Я уже говорил о том, что в конце 90-х и начале нового века журнал переживал трудные времена. Но самый яркий и одновременно трагический факт биографии «Суры» был зафиксирован в самом начале: не успев родиться в 1991-м, в следующем году журнал уже практически погибал. Испытав эйфорию создания, когда были найдены не только творческие, но и приличные денежные средства, редакция во главе с Н.И. Катковым, не смогла удержать журнал на плаву. При этом надо понимать, что к созданию журнала были привлечены лучшие писатели: Олег Савин, Александр Сазонов (зам. главного редактора), Пётр Максяшев (ответственный секретарь), Николай Куленко (руководитель писательской организации), Василий Стенькин… Но чего-то, видимо, не хватило этой команде.

Новый журнал, не успев окрепнуть, так и ушёл бы на дно 90-х, если бы не поддержка государства, правительства Пензенской области в лице начальника Управления культуры Евгения Семёновича Попова. Реанимируя журнал, взяв за него ответственность и обеспечив его финансирование, Управление культуры перехватило управление «Сурой» у пензенского отделения Союза писателей. Должность главного редактора была предложена Олегу Михайловичу Савину. Однако он от неё отказался. Главным редактором стал Виктор Александрович Сидоренко, который сделал для журнала очень много, но до конца справиться с вызовами нового времени тоже не сумел. Об этом говорил тот факт, что вместе с ревизионной комиссией областной библиотеки им. М.Ю. Лермонтова в 2003-м году мы обнаружили тысячи невостребованных и кое-как складированных номеров «Суры». Они занимали целую комнату. Это обстоятельство повергло меня в шок: значит, журнал никому не нужен? Вскоре удалось разобраться и в этом.

Редакция преднамеренно завышала тираж издания, выбивая под это денежные средства не только из областного бюджета, но даже из Москвы. В то время Федеральное агентство печати старалось помочь провинциальным изданиям. Однако даже при такой поддержке редакция продвигать журнал к читателю и не собиралась, просто получала деньги. Разве плохо? Плохо стало мне, потому что именно с меня как с нового главного редактора Москва стала требовать отчёта о потраченных средствах. Ещё несколько месяцев мне приходили письма и уведомления… Впрочем, не это оказалось самым неприятным. Самым страшным было то, что журнал плохо доходил до своего читателя, то есть не выполнял своей основной функции.

Именно эту задачу вместе с библиотекой имени М.Ю. Лермонтова нам предстояло, прежде всего, решить: наладить контакт, взаимодействие с читателем «Суры». Казалось бы, библиотека может в этом помочь, но именно в это время и она стала терять у читателя свою популярность. На смену чтению шёл «великий и ужасный» интернет, книгу стал заменять компьютер. В самом начале нового века, работая ещё на телевидении, я придумал цикл программ «Сокровищницы пензенского края». Конечно же, это были фильмы об учреждениях культуры: театрах, музеях, библиотеках. Так вот, должно быть в одном из моих фильмов в последний раз телезритель увидел заполненный людьми читальный зал библиотеки имени Лермонтова. Да, да, в последний раз. Сегодня в Пензе нет ни одного большого, действующего, то есть востребованного и заполненного читального зала… Грустно. Правда, в читалке старой Лермонтовки теперь проходят презентации «Суры». Нет худа без добра! Но об этом позже.

Сейчас же вернусь к рассказу о том, как нам предстояло возвращать «Суру» к своему читателю. Конечно, первостепенная задача — сделать журнал интересным, наполнить его превосходным чтением. Но ведь для того, чтобы почувствовать этот вкус, надо взять журнал в руки. Именно тогда и пришла мне в голову идея публичных презентаций журнала. То есть встреч редакторов и авторов журнала с читателем не в редакции, как это было раньше, а в больших залах. По сути это должны были быть литературно-музыкальные вечера. Здесь-то и помогла мне Елена Алексеевна Столярова, которая согласилась способствовать тому, что первая такая встреча будет организована в ЦДИ (Центральном Доме Искусств), в самом центре города. Сделать это было не просто: всё-таки, зал на 400 мест. Найдём ли мы столько читателей?

Борис Шигин и Марина Осипова ведут литературно-музыкальный вечер «Суры»

Однако целеустремлённая рекламная кампания и подключение СМИ помогли наполнить партер любителями чтения. Очень важно было доказать, что литературный журнал нужен не только любителю прозы или поэзии, но и школьному учителю, и преподавателю вуза, и студенту, и краеведу. Да любому человеку, который хочет считать себя культурным! Уже в ноябре 2003-го года первый такой вечер состоялся. На сцену выходили лучшие пензенские поэты и писатели: Николай Куленко, Лариса Яшина, Виктор Сидоренко, Геннадий Горланов… Звучали песни пензенских авторов, классическая музыка. Вечер удался! А дальше больше: мы стали осваивать и другие залы. Например, зал Училища культуры и искусств, «Зелёный зал» Пензенской картинной галереи, залы районных Домов культуры и социокультурных центров. Но об этом я расскажу позже. Пока же, «Сура» завоёвывала Пензу.

Валерий Сухов, Виктор Сидоренко, Виктор Кельх

Мы должны были доказать общественности нужность литературного журнала. После отупляющих и отвергающих любовь к чтению 90-х сделать это было совсем не просто. Предстояло заново учиться любить не только культурные ценности, но и страну, вера в которую, прямо скажем, в какой-то момент пошатнулась. Мне, как всегда, в такие времена на помощь приходило творческое наследие русских писателей и философов. В своё время Пётр Чаадаев писал: «Я не научился любить свою родину с закрытыми глазами, с преклонённой головой, с запертыми устами. Я нахожу, что человек может быть полезен своей стране только в том случае, если ясно видит её». Эти слова, конечно же, хорошо были известны А.С. Пушкину. В одном из своих писем выдающемуся мыслителю он пишет: «Наша общественная жизнь — грустная вещь…» И жалуется на то, что отсутствие общественного мнения может привести в отчаяние. А между тем Пушкин отлично понимал, как и с помощью чего можно повлиять на это общественное мнение: с помощью журнала! Из черновой записки А.Х. Бенкендорфу (июль 1831 года): «Журнал мой предлагаю правительству —  как орудие его действия на общее мнение». Вот и я, придя в «Суру», задумался: каким должен быть толстый журнал, без которого, по словам великого гуманиста ХХ века Дмитрия Лихачёва, не может быть культурной жизни России. Гений Пушкина просто поражает и в 21-м веке. Рассуждая о том, кому и какой нужен журнал, Пушкин констатирует: «журналы чисто литературные вместо 3 000 подписчиков имеют едва ли и 300…» И тут же делает и для сегодняшнего редактора важный вывод: «чем разнообразнее по содержанию, тем более расходятся». Именно это и заставило сделать «Суру» журналом и историческим, и краеведческим, и культурным, и отчасти даже музыкальным! Рубрики «Память», «Под Лермонтовской звездой», «Пенза литературная» и «Песенная Пенза» привлекают самого широкого читателя.

Стихи читает Лариса Яшина

Журналистское братство помогало рассказывать о «Суре» и в средствах массовой информации. Благо, везде работали свои люди: на телевидении — Ольга Петрова и Анастасия Разенкова, на радио — Сергей Пономарёв и Семён Вахштайн, в газетах — Владислав Самсонов, Павел Шишкин, Светлана Февралёва. Огромную поддержку тогда и позже оказывали преподаватели Пензенского Государственного педагогического института: профессора К.Д. Вишневский, Н.М. Инюшкин, Г.Е. Горланов, А.Б. Тугаров, В.Д. Бондалетов, В.А. Власов, И.Ф. Шувалов, доценты В.А. Сухов, А.А. Тимакова, Е.К. Рева… Пожалуй, это главное, чем я могу гордиться: к работе по формированию материалов и продвижению «Суры» к читателю удалось привлечь многих талантливых и неравнодушных людей. О связях с другими городами я ещё расскажу, а сейчас — забавный случай. Понимая, что журнал необходим школьному учителю, я с помощью начальника Управления образования города Юрия Александровича Голодяева (кстати, родного племянника О.М. Савина) стал привлекать к презентациям журнала учителей. И вот однажды, поднимаясь по лестнице Пензенской картинной галереи в Зелёный зал, слышу разговор двух дам, которых школа откомандировала на наш литературный вечер. Нет, конечно, они не произносили самых страшных слов, но очень были недовольны тем, что их после уроков куда-то и зачем-то ещё тащат «сидеть и слушать»…

Настроение было испорчено. Каково же было моё удивление, когда после полутора часов «сидения» эти «несчастные училки» буквально висели на моей шее со словами благодарности — так им всё понравилось, всё было полезно! О, великая сила искусства! На встречах наших, действительно, есть место не только словам, но и музыке. Время от времени звучат и классические произведения, но уж авторская песня в исполнении лучших бардов — всегда! А главное —  это действительно полезно — и отвлечься, и развлечься. Всё для пользы дела. Именно поэтому девиз наших творческих встреч: «просвещая, развлекай!».

Понимание нужности таких встреч и заставило меня уже в следующем, 2004-м году придумать и запустить просветительскую программу «В русле «Суры». Но это тема отдельного рассказа.

 Губернатор Бочкарёв, генерал Пуликовский, министр культуры Шилов

P. S. Стоит ли говорить, что без одобрения всесильного губернатора Василия Кузьмича Бочкарёва сделать что-то значительное в Пензе было бы весьма затруднительно. Одно его слово могло решить любую проблему. И такое слово он однажды сказал. Осенью первого для меня в качестве главного редактора журнала года меня попросили рецензировать книгу о пензенской милиции. Презентация её была публичной и торжественной. Работа моя и выступление на презентации понравились. Вот тогда-то в присутствии многих высокопоставленных чиновников Бочкарёв и сказал важную фразу: «Борис на своём месте и с любой творческой задачей справится». Надо понимать, что в провинции — это как команда всегда и во всём оказывать поддержку. Так оно в дальнейшем и было! Губернатор Бочкарёв был очень сложным человеком, но людей, влюблённых в своё дело, всегда замечал и поддерживал. Однажды ночью позвонил мне по телефону (сначала был звонок помощника), говорил хорошие слова, а потом предложил любую поддержку в издании собственных книг. Вот этим предложением я ни разу так и не воспользовался. Может быть, зря?

С федеральным инспектором Фоминым

 Слово Татьяны Кадниковой

Фото предоставлены автором: презентация в ЦДИ, фотографии с презентаций. На главной фотографии Министр культуры Виктор Огарёв поздравляет «Суру».

Похожие статьи