Расскажем о бизнесе Вакансия программиста
Мгновение восьмое. «Часовые любви»
Борис Шигин
Борис Шигин

Семнадцать мгновений «Суры»

Портал «Пенза-Онлайн» продолжает делиться воспоминаниями главного редактора пензенского литературного журнала «Сура» Бориса Шигина.

Две тысячи двадцать первый год — это не только год 30-летия «Суры», но и 10-летия фестиваля поэзии и авторской песни «Часовые любви». Опять юбилей! Не буду лукавить и скажу, что фестиваль получился. И, прежде всего, потому, что не на пустом месте мы его создавали. Для того чтобы дом стоял прочно и долго, нужен хороший фундамент. И такой фундамент у «Часовых любви» был: это многолетний опыт проведения пензенских фестивалей. И коллективный, и мой собственный. Думаю, стоит подробно рассказать об этом опыте, этой истории. Тем более, что я имею к этому самое непосредственное отношение. Раньше я рассказывал о нём в книге «Свидание с авторской песней». Напомню и здесь.

На фестивале всегда многолюдно

Первый пензенский фестиваль самодеятельной песни состоялся в 1978-м году. Он был практически стихийным и несамостоятельным, если так можно выразиться. Скорее, приятным завершением соревнования туристов. Тем не менее, на нём уже было сформировано жюри, в которое входили известные туристы и журналисты. К сожалению, я не могу точно вспомнить всех их по именам. Скажу только, что одним из его организаторов был знаменитый пензенский турист Николай Яковлевич Платов. Первый фестиваль назвал имена двух лауреатов в двух номинациях: «лучший автор» и «лучший исполнитель». Победителями стали Борис Шигин как лучший автор и Вячеслав Щербаков как лучший исполнитель. Именно после этого фестиваля всё и началось: меня в том же году делегировали на Всесоюзный фестиваль самодеятельной, туристской и патриотической песни имени Валерия Грушина, возник клуб самодеятельной песни при ДК «Заря» Пензенского часового заводы, в Пензу были приглашены с концертами Александр Дольский и Евгений Клячкин. Активизировал свою работу в этом направлении и Пензенский клуб туристов, который всегда поддерживал авторскую песню, и стал инициатором проведения первых фестивалей.

Поэты и поющие поэты после концерта

В 1979-м году, когда стало ясно, что фестиваль продолжит свою работу, меня вдруг пригласили на совещание в Пензенский Горком КПСС. Я уже был молодым журналистом и знал туда дорогу. Сегодня мало кто помнит, что находился Горком партии в самом красивом здании Пензы, там, где сегодня располагается Пензенская картинная галерея. Мне казалось, что пригласивший меня третий секретарь Юрий Сергеевич Виноградов, хочет поговорить об авторской песне… Но я ошибся. В его кабинете собралось много специалистов, но не в области поэзии и музыки: представители милиции, санитарных служб, пожарные, комсомольские работники. Стало ясно, что второй фестиваль не будет спонтанным. Велосипед организаторам изобретать не пришлось, потому что уже много лет работал Куйбышевский фестиваль самодеятельной песни имени Валерия Грушина. Оставалось только перенять лучший его опыт. Конечно, масштабы несравнимые,  — тем легче будет  организовать фестиваль в Пензе. И всё-таки, подготовка его потребовала усилий многих служб. В том числе, и технических. Под берегом Суры был установлен энергетический генератор, который обеспечил подачу электричества на усилительную аппаратуру. То есть, участники концерта пели уже в микрофоны, а не просто у костра, как на первом фестивале. На фестивальной поляне дежурила машина скорой медицинской помощи, туристы были обеспечены чистой водой, которую привезли в бочках. Так же, как и квас. Был организован какой-то буфет... Но разве сравнится эта еда с едой, приготовленной на костре? За организацию Пензенского фестиваля взялся комсомол и его Первый секретарь Юрий Варюшин. Лучших авторов и исполнителей Пенза провожала на Всесоюзный Грушинский.

«Часовые любви» 2020

Последующие фестивали уже ничем принципиально не отличались от второго, просто продолжали и развивали его опыт и традиции. Они всегда проходили на берегу Суры. Или неподалёку от плотины, или рядом  с туристическим комплексом «Солнышко». То на одном берегу реки, то на другом. Так продолжалось шесть лет. Я стал лауреатом первых трёх первых фестивалей, а потом (совесть надо иметь) — председателем жюри и руководителем КСП при ДК «Заря». Кстати, Часовой завод обеспечивал и поездки на Грушинский фестиваль, выделяя для этой цели автобусы. Это было незабываемое время удивительных путешествий, отношений и песен! Думаю, обязательно надо назвать имена тех, кто стоял у истоков пензенской авторской песни, помогал налаживать работу клуба: Анатолий Шагуров —  заместитель директора ДК «Заря», Николай Пустынсков — художественный руководитель Дворца культуры, Валерий Мошнин — пензенский турист, его жена Татьяна, сёстры Маркины, Сергей Гринберг и Елена Сластнова, Сергей Марков — звукорежиссёр, Сергей Арзамасцев, Илья Айзенштейн, Андрей Мануйкин, Владимир Черлянцев…

Лидия Чебоксарова и Евгений Быков (Москва)

Шли годы. В начале 80-х, когда первая волна увлечения авторской песней в Пензе пошла на спад, стало понятно, что работу надо активизировать. Нужны были новые люди, новые силы, надо было ставить новые цели и решать новые задачи. В самом начале 1983-го года я разослал весточки тем, кто казался мне наиболее талантливым и активным. Звонил, передавал приглашения… К этому времени некоторые наши авторы и исполнители уже стали лауреатами многих престижных фестивалей авторской песни. Собрал. Так в Пензе появился клуб «второго призыва». Мы назвали его «Менестрель».

Финальная песня

Это были времена, когда комната на третьем этаже ДК «Заря», где по четвергам собирался клуб авторской песни «Менестрель», не вмещала всех желающих. Собиралось до 50-ти человек. Обменивались информацией, пели новые песни, рассказывали о посещении других городов и фестивалей, которые рождались и росли, как грибы. А когда в клубной комнате не стало хватать места, договорились с администрацией «Зари» хотя бы иногда проводить свои заседания в кафе на первом этаже. Уютно, красиво, удобно. Это были настоящие праздники авторской песни. В один из таких четвергов, в сентябре 1984-го года в кафе появился дежурный, который позвал меня к телефону. Звонили из Москвы: умер Юрий Визбор… Он был одним из немногих классиков, которого мы не успели привезти в Пензу.

Да, одновременно с творческой шла и другая, не менее важная работа, организационная: «Менестрель» стал активно привозить в Пензу известных бардов. Администрация «Зари» взяла на себя всю бухгалтерию, а организационную работу по приглашению гостей, покупке билетов, размещению гостей в гостиницах, транспорт, организацию питания брал на себя Клуб. За несколько лет активной работы нам удалось привезти в Пензу многих выдающихся авторов и исполнителей бардовской песни: Виктора Берковского с Галиной Бочкиной и Дмитрием Богдановым, Бориса Вахнюка, Веронику Долину, Александра Городницкого, Леонида Сергеева, Евгения Бачурина, Валерия Пака, Вячеслава Вахратимова и Алексея Брунова, Владимира Туриянского, Владимира Качана… Ах, какие имена! Стоит ли говорить, что это была огромная работа по формированию вкуса пензяков. Своеобразная и на долгие годы прививка любви к поэзии и авторской песне. А может быть, и на всю жизнь!

Борис Шигин — руководитель фестиваля «Часовые любви»

Но вернёмся к истории пензенских фестивалей. В лихие 90-е о них вспомнили… политики. У одной из демократических партий возникла потребность доносить свои идеи и через концерты авторской песни. Когда ко мне обратились с такой просьбой, меня это не удивило, а даже обрадовало. Партия «Яблоко» тогда противостояла всему старому и отживающему свой век, радовала тем, что обращалась, прежде всего, к интеллигенции, к среднему классу, к мыслящим членам общества. К счастью, и авторская песня всегда обращалась именно к таким людям. Когда стало ясно, что идеи партии, её пензенского отделения и идеи людей, которые занимаются авторской песней, совпадают, появился фестиваль «Яблочный спас». Одним из основателей и куратором его стал известный пензенский социолог и политолог Вячеслав Ларин, которому в организационном плане помогали Владимир Капитуров и Владимир Юраков. Название же «Яблочный спас» показалось нам многослойным, а потому очень удачным. К тому же, первый фестивальный концерт, первый фестиваль состоялся в августе, в ДК имени 40 лет Октября, во время любимого в народе праздника. А дальше… А дальше покатилось «яблочко» по всей пензенской области. Это дало мне право назвать наш «Яблочный спас» фестивалем-путешественником. Пенза, Кузнецк, Нижний Ломов, Каменка… Оказалось, авторскую песню любят и ждут в самых разных городах. Тогда же была сформирована и основная гастролирующая команда, которая выезжала в районы Пензенской области: Владимир Медведев, Андрей Кузнецов, Дмитрий Букин, Михаил Тихонов, Владимир Юраков и Борис Шигин.

Фестиваль «Яблочный спас» жил и работал в Пензе тоже шесть лет. Последние его концерты не вмещали в большом зале старой филармонии всех желающих. Что называется, «яблоку негде было упасть». Однако с утратой популярности политической партии и отсутствием денег на поддержку фестиваля, умер и он. К сожалению, никто не подхватил тогда наше «яблочное» знамя. Так уж случилось в Пензе: мы не сумели протянуть нить от 1978-го года до 2012-го, не порвав её… Почему до 2012-го? Да потому что именно в том году я нашёл в себе силы создать фестиваль новый: «Часовые любви». Сначала по традиции назвали его фестивалем авторской песни, но позже решили сделать особый акцент на поэзию, — ведь проводит фестиваль литературный журнал, а не туристы или политики. В этом особенность нашего фестиваля, его изюминка, «фишка»! На самом деле, именно этого требует классическая авторская песня, которую придумали Окуджава, Визбор, Высоцкий, Галич, Городницкий…

«Две гитары» — главный приз фестиваля от «Студии стекла» Александра Фокина

Ко времени возмужания журнала и нашего песенного клуба в районе Арбеково было построено и новое здание библиотеки с прекрасным и большим залом на 500 мест. Именно в нём и решили провести в сентябре 2012-го года заключительный концерт нового фестиваля авторской песни «Часовые любви». К этому времени мне стало ясно и другое: без выступлений на самых разных площадках города, без гостей из других городов, без знаковых имён проводить новый фестиваль просто нельзя. Необходимо было выходить на новый уровень проведения праздника поэзии и авторской песни. И финансовой поддержки его тоже. Тогда, в самом начале пути, мне помог Глава города И.А. Белозерцев. Кстати, и позже, в 2018-м году, благодаря его поддержке (уже поддержке Губернатора), и журнал «Сура», и фестиваль «Часовые любви» обрели новый формат и статус, что позволило уже в 2019-ом читателю и участникам фестиваля ощутить эти изменения. Слава богу, фестивалю многие помогали. Прежде всего, Мост радио. Да и другие СМИ: «Пенза-Онлайн», «Пензенская правда», ГТРК «Пенза», ТРК «Экспресс», «Наш дом», многие другие. Даже в 2020-м, ковидном году, мы сумели провести его на открытом воздухе, на ступенях родной библиотеки.

В этом году пройдёт уже десятый наш фестиваль, «Часовые любви» 2021. По сути своей и уровню он давно уже перестал быть фестивалем местного значения, ведь на его площадках поют гости из Москвы и Казани, Самары и Архангельска, Сызрани и Ульяновска, Саратова и Саранска: Ришат Гилязов и Николай Клюшкин (светлая память), Сергей Иванченко и Елена Гало, Владимир Артамонов и Сергей Кирюхин, Марина Буданова и Ирина Садовская, Сергей Гайворонский, Андрей и Олег Будановы — авторы-исполнители, которых знает вся Россия. А Лидия Чебоксарова и Евгений Быков из Москвы, участники проекта «Песни нашего века», трижды украшали его гала-концерты. Теперь поддержку фестивалю оказывают и Правительство Пензенской области, и министерство Культуры и туризма. Именно поэтому некоторые заключительные концерты удалось провести не только в библиотеке, но и в большом зале Пензенской филармонии, и в Городском центре культуры. А, кроме того, в Литературном музее, Пензенском художественном училище, в Государственном университете, на многих других площадках города. В этом году фестиваль мечтает дать концерт в Государственном Лермонтовском музее-заповеднике «Тарханы». Об этом давно мечтают все наши гости. Во всяком случае, обладатели нашего приза «Две гитары», который мы придумали вместе с известным мастером из Никольска, руководителем «Студии стекла» Александром Фокиным,  точно туда попадут. Первыми лауреатами фестиваля «Часовые любви» и обладателями памятного приза в своё время стали представители городов-партнёров: Сызрани, Казани, Москвы, Тольятти, Ульяновска, Заречного… А первыми пензенскими — Владимир Медведев и Марина Теплицкая.

Стоит ли напоминать, что «Часовые любви» — результат работы клуба «Поющие поэты». Со временем он стал не слишком многолюдным, но остались те, кто жить без поэзии и поэтической песни не может. Особую поддержку в организации фестивалей оказывали Ирина Передрей и Елена Чебалина, Лидия Дорошина и Марина Герасимова, Сергей Барехов и Валентина Кувшинова, Вячеслав Филонов и Нина Шеменкова, Валериан Александров и Елена Комзалова. Теперь у фестиваля есть и исполнительный директор — многоопытная Надежда Никулаенкова.

Призы призами, но главное в другом. Годы творчества и сотрудничества с фестивальным движением, литературным журналом и клубом «Поющие поэты» принесли ощутимые результаты и самим нашим авторам: большинство из них выпустили в свет свои сборники песен. Назову лишь некоторые. Владимир Медведев давно уже выпустил «Ах, этот месяц номер девять»; Марина Теплицкая — «Союз зонта»; Анна Хель (Аня Скоробогатько) — «Под звонкие капли»; Ольга Правдина — «Мало алого»; Лидия Терёхина — «Мой август»; Валериан Александров — «Посвящения»; Александр Заносиенко — «Бар «Лето»; Вячеслав Бахтин — «Сурская новелла»; Сергей Барехов — «Долгий путь»; Юлия Степная — «Пламя»; Елена Чебалина — «Разговор с ветром»; Олег Хабаров — «Мои раскрытые ладони»; Вячеслав Филонов — «Всё начинается с женщины».

И теперь, на Белинского, 10, где живёт и работает Пензенский литературный журнал «Сура», звучат песни поющих поэтов. Появилась и новая песенка, которой я и закончу эту главу о пензенских клубах и фестивалях авторской песни. Рассказ окончен… А история продолжается! Под сводами старых лип и под перезвон колоколов нового Спасского собора.

На Белинского, 10 откроешь окно:

перезвон, воздух липы пьянят.

Помотался я, но… точно знаю одно —

нет местечка родней для меня.

Я друзей соберу, и гитарный аккорд

в плен возьмёт, новой песней маня.

Старый мот, старый кот…

Только знаю я: вот,

нет роднее людей для меня.

А когда разговор, будто драка-буза,

и в груди не хватает огня,

я  друзьям загляну и в сердца, и в глаза—

нет роднее тех глаз для меня.

Нет роднее тех глаз для меня!

Комментарии: {{ appData.total }}

Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь и оставьте комментарий первым! Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии!
  • {{ item.user.title }}

    {{ item.comment }}

Похожие статьи