Расскажем о бизнесе Вакансия программиста
Мгновение третье. Новый адрес и клубы «Суры»
Борис Шигин
Борис Шигин

Семнадцать мгновений «Суры»

Итак, редакция обжилась на Кирова, 65, стала тесно сотрудничать с Областным издательским центром, значительно расширила авторский актив и стала испытывать даже некоторое неудобство: нам стало тесно.

Практически в нашем распоряжении была одна большая комната, где при желании могли собраться 10-12 человек. При этом в комнате было одно небольшое окно — неуютно. Про коридоры и другие две комнатушки и вспоминать не хочется. Одним словом, нам нужна была новая штаб-квартира. Областная библиотека им. М.Ю. Лермонтова места нам не предлагала, самой требовались дополнительные площади (новое здание ещё не было построено). Решить проблему помог случай. Зимой 2005- 2006-го годов в Пензе должно было состояться выездное заседание Комитета по науке, образованию и культуре Совета федерации Федерального собрания РФ.

Презентация «Суры» в Музее-читальне на Красной

Событие неординарное. Область должна была показать, что с этими направлениями у нас всё хорошо. На встречу с сенаторами в Зелёный зал Пензенской картинной галереи губернатор В.К. Бочкарёв пригласил и меня. Участникам заседания он с гордостью сообщил о том, что Пензе, в отличие от многих других регионов, удалось сохранить Литературный журнал, который живёт и работает, развивается. Сенаторы довольно кивали головами, а во мне проснулся дух авантюризма:  я решил воспользоваться тем, что разговор зашёл о «Суре».  Сразу после встречи подошёл к Е.А. Столяровой, к которой в то время Бочкарёв очень прислушивался, и задал хитрый вопрос: «А вот если бы сенаторы захотели посетить редакцию журнала?». Повисла пауза, потому что Елена Алексеевна знала, где и как живёт «Сура». Надо отдать должное Столяровой: тут же мне поступило предложение изложить проблему в письменном виде и через А.И. Ломовцева передать в правительство Пензенской области.

Борис Шигин в кабинете на Красной

Ну, правда, ведь единственный в области толстый журнал должен жить достойно! Стоит ли сомневаться в том, что «послание надежды»  было написано мной в тот же день. Вскоре было принято и решение: редакцию пензенского литературного журнала «Сура» разместить на первом этаже Музея-читальни им. И.Н. Ульянова. Совесть меня не мучила, потому что к тому времени Музей-читальня был практически на обочине культурной жизни Пензы. Во всяком случае, никакой особой роли в ней не играл. Да и новое место жительства выбирал не я. На тот момент в правом крыле музея размещалась библиотека, точнее — «мёртвая» библиотека — собрание политических книг, которые решили поделить между библиотекой имени М.Ю. Лермонтова и Краеведческим музеем. Как говорится, ни одна книжка не пострадала, и великое ленинское наследие в Пензе сберегли.

М.Н. Осипова, Л.И. Яшина, Н.И. Никулаенкова, Н.М. Савкина на вечере «Суры»

Так редакции достались две комнаты. Одна большая, светлая, с огромными окнами — там разместились редакторы, другая — поменьше, для приёма рукописей и набора текстов. И всё бы ничего, но помещение требовало хотя бы косметического ремонта. Опыт уже подсказывал мне, что искать поддержки у библиотеки в этом вопросе было бесполезно. И здесь я на свой страх и риск решил использовать журналистские связи, которые за 27 лет работы на телевидении не раз меня выручали. На одном из каких-то совещаний подошёл к известному строителю и руководителю Пензенского территориально-строительного объединения Валентину Михайловичу Журавлёву. Мы давно знали друг друга, поэтому я и решил попросить помощи в ремонте помещения. Диалог после просьбы о ремонте был примерно таким:

 — Коттедж? — Нет. — Квартира? — Нет.  — А что??? — Две комнаты редакции журнала. Немая сцена. Журавлёв, всегда застёгнутый на все пуговицы, и немногословный, улыбнулся: Поможем!

Клуб «Поющие поэты»

Так, весной 2006-го года редакция переехала в особняк Музея-читальни им. И.Н. Ульянова. Удивила реакция соседей, дирекции школы №1, которая потребовала отгородиться от нас высоким металлическим забором: мало ли чего можно ждать от этих писателей? Забор (думаю, дорогой) вскоре был воздвигнут, и мы проходили в редакцию через отдельный вход со стороны небольшого скверика. Ещё лучше! Тем не менее, народ свою тропинку в редакцию быстро протоптал. А народ в редакцию ходит разный. Однажды на пороге моего кабинета появился колоритный дядька в ватнике, сапогах  и треухе. И прямо с порога заявил, что в журнале у нас грубая ошибка: мол, сражение при Золотарёвке произошло не в 1237-м году… «А когда?», — робко спросил я, мысленно связавшись с автором статьи Геннадием Белорыбкиным. «А когда Земля с Луной столкнулись, вот когда» — не моргнув глазом, отрезал дядька в треухе. Я не сердился. На самом деле, я радовался: читает народ «Суру»!

Клуб «Берега» на встрече со студентами

Понятно, что большая и светлая комната нужна мне была для того, чтобы в редакции могли собираться и наши авторы, и… Тут же, у знакомого мастера я заказал большой, трёхметровый стол, за которым уже могло разместиться человек пятнадцать - двадцать. И большая комната, и большой стол нужны мне были для осуществления очередной мечты: я решил создать при редакции литературные клубы. Творческие клубы «Суры». Решил — сделал! Клубом молодых поэтов поручил заниматься редактору отдела поэзии Лидии Ивановне Дорошиной. Ребята назвали его «Берега». Уговаривал, честно говоря, долго. Но потом на протяжении многих лет Лидия Ивановна плодотворно и с удовольствием работала с молодыми поэтами. А позже — и не только с молодыми. А клубом бардов «Поющие поэты» решил заняться сам. Прошло короткое время, и уже осенью 2006-го года редакцию стали наполнять новые люди, новые голоса. Это была очень важная работа, которая на долгие годы обеспечила журнал молодой, свежей поэзией, современной пензенской литературой, сделала журнал популярным среди рабочей и студенческой молодёжи. Кроме того, на втором этаже музея-читальни в нашем распоряжении оказался небольшой зал, где мы смогли проводить творческие встречи и презентации новых номеров. У редакции появился свой дом — удобный, уютный, красивый! Популярное место встреч писателей и читателей. Вы не поверите, но в те времена на елях перед зданием музея жили белки, которых зимой мы подкармливали орехами. Сказка!

Концерт клуба «Поющие поэты»

Именно в то время, в левом крыле здания был крошечный рабочий кабинет замечательного пензенского историка и краеведа Александра Васильевича Тюстина. В общей комнате Краеведческого музея было шумно. Это мешало учёному работать. А здесь — кабинет маленький, но свой. Мы давно были знакомы и сотрудничали с тех пор, когда я работал на Студии телевидения и придумал программу «Сто шагов в историю». Эти сто шагов мы делали именно с Александром Васильевичем, который в течение прогулки рассказывал то об известном земляке, то об интересном доме, то об одной из улиц Пензы. Передачу с интересом смотрели, потому что рассказчиком Александр Васильевич был превосходным. Одна беда: фамилий, дат, исторических справок было так много, что мне частенько приходилось останавливать моего всезнающего собеседника — ну разве можно всё это запомнить? Тюстин сначала возмущался, потом соглашался и, наконец, улыбался: так хочется рассказать всё, что знаешь! Теперь же мы могли встречаться довольно часто и наслаждались общением в полной мере. И с пользой! Для публикаций в журнале для него никаких ограничений не было.

Заседание клуба «Берега»

Александр Васильевич стал постоянным автором «Суры», наполняя страницы журнала уникальными материалами, и даже продвинул журнал в Париж, потому что поддерживал связи с выходцами из России. Хочу вспомнить и ещё одного автора, который часто приходил в редакцию, когда она жила на Красной. Владилен Алексеевич Мочалов — замечательный пензенский историк-архивист и краевед. Помню интереснейшие его материалы: «Муза в шинели» — о формировании 354-й дивизии, «Фотографы Шугаевы»...  Кстати, в том же, 2006-м году, «Сура» впервые вспоминала о своих создателях. К 15-летию журнала Олег Савин написал о Н.И. Каткове и П.Ф. Максяшеве. Теперь вот и я продолжаю эту традицию, вспоминаю о тех, кто развивал наш журнал.

Ну а по четвергам и субботам в редакции собирались молодые участники наших клубов. И не только молодые. Ближайшими помощниками редакторов стали люди уже зрелые: Дана Ахметовна Лобузная, Владимир Юраков, Нина Шеменкова, Валериан Александров. Пришли в клубы и совсем молодые люди: Соня Конищева, Катя Городничева, Аня Коржавина, Максим Филонов, Лена Чебалина, многие другие. Уже позже, осмыслив наш опыт и работу в этом плане, профессор Николай Михайлович Инюшкин назовёт редакцию нашего журнала пензенским «культурным гнездом». И для меня не было и не будет оценки выше этой. «Сура» безмерно гордится своими птенцами, которые давно встали на крыло!

Александр Тюстин

Именно клубы «Суры» стали тем стартовым столом, откуда отправился в свой полёт и фестиваль поэзии и авторской песни «Часовые любви». Но это уже совсем другая история, которая началась через несколько лет и требует отдельного рассказа. А пока мы самозабвенно поём под гитару песенку «На улице Красной».

На улице Красной, на улице Красной —

огонь не опасный, тепло и уют.

На улице Красной, в компании классной

душевно и страстно поэты поют.

В обнимку с гитарой и песенкой старой,

И песенкой новой, и той, что пока

совсем не знакома со старой гитарой,

но вот сорвалась уже с губ чудака…

Именно в те времена участники клубов стали придумывать не только песни, но и весёлые капустники, тёплые вечера и шуточные номера, которые украшали наши (и не наши тоже) праздники и юбилеи. Жить стало веселее!

На главном фото клуб «Берега». Фото предоставлены автором

Похожие статьи