Расскажем о бизнесе Вакансия программиста
Мгновение одиннадцатое. Под Лермонтовской звездой
Борис Шигин
Борис Шигин

Семнадцать мгновений «Суры»

А мы продолжаем публиковать воспоминания главного редактора пензенского литературного журнала «Сура» Бориса Шигина.

Рубрика с таким названием появилась в журнале ещё в 2004-м году. Я сразу понял, что Лермонтовская тема — это наше лицо, наш бренд! Поэтому сразу же, заступив на должность главного редактора, попросил Виктора Александровича Сидоренко сделать «лермонтовскую» обложку. Но что-то у него не заладилось с рисунком. Да и вскоре он уволился из редакции. Тогда я стал обсуждать этот вопрос со своим приятелем Сергеем А. Пономарёвым, которого призвал на помощь. А тут на глаза попалась работа скульптора Людмилы Маневич: сувенирная медаль с изображением профиля Лермонтова. Дело в том, что есть только одно изображении поэта в профиль: рисунок Д.П. Палена. Вот на нём и остановились, потому что именно только он может быть использован на обложке. Так рисунок 1840-го года, использованный пензенским скульптором в ХХ веке, украсил обложку новой «Суры» и на долгие годы обозначил адрес журнала — это Пенза.

Шигин на презентации книжки «Под Лермонтовской звездой»

Итак, лермонтовская тема! Начало — это осень 2003-го года: в третьем и четвёртом номере — стихи детей! Вполне естественно, что стихи о Лермонтове будут появляться в «Суре» постоянно. Это и стихи ведущих пензенских поэтов, и стихи поэтов из других городов России. Пожалуй, первые материалы новой рубрики и определили дальнейшее направление работы: жизнь и творчество Лермонтова — был опубликован отрывок из романа Георгия Гулиа «Жизнь и смерть Михаила Лермонтова»; загадки, связанные с жизнью Лермонтова — материал Виктора Кондрашкина «Был ли Лермонтов в Анапе?»; материалы о лермонтовских «Тарханах» — воспоминания Олега Савина «История одной фотографии».

Если сегодня взглянуть на публикации, то можно сравнить нашу рубрику со слоёным пирогом. Да, она условно похожа на слоеный торт! Обозначим основные «слои». Первый, пожалуй, можно сравнить с глазурью — это стихи о Лермонтове и Тарханах ведущих пензенских поэтов: Ларисы Яшиной, Валерия Сухова, Лидии Терехиной, Николая Куленко, многих других. Это стихи детей.

Бронзовый кораблик и премия «Под Лермонтовской звездой» Елены Чебалиной

Второй — это материалы о жизни поэта и жизни его семьи.  Не поленюсь и приведу перечень материалов в хронологическом порядке, потому что мне всегда хочется, чтобы публикации приносили пользу. Например, Александр Тюстин, «Неразделенная любовь поэта» (Сушкова); Валентина Малахова, «Домик в Тамани»; Николай Инюшкин, «Любезный Святослав» (о Раевском); Светлана Бойко, «Увы, года летят» (о Вареньке Лопухиной); Пётр Фролов, «Создание и крушение семьи Лермонтовых» (часть книги).

Третий: статьи о творчестве поэта Михаила Лермонтова, о его поэтических и философских воззрениях. Олег Савин, «Куприн о творчестве Лермонтова». Иван Щеблыкин, «К трактовке аллегорий символико-философской повести «Штос». Герман Кириллов, «Если имею дар пророчества». Николай Инюшкин, «Мой гений веки пролетит» (Лермонтов в контексте 21 века). Герман Кириллов, «Лермонтов и общественно-политические дискуссии первой половины 19 века». Валерий Сухов, «Байронические мотивы в творчестве Лермонтова и Есенина». Германн Кириллов, «Лермонтов и Восток. К истокам пантеистического миросозерцания поэта».

Четвёртый раздел — это научные изыскания о влияния творчества Лермонтова на общество, на творчество иных поэтов. Здесь отмечу такие материалы: Лидия Дорошина, «М.Ю. Лермонтов в творчестве поэтов-пензяков». Мария Беликова, «Лермонтов в судьбах учителей и воспитанников гимназии №1». Дмитрий Жаткин, «Томас Мур и Михаил Лермонтов». Валерий Сухов, «Образ паруса в творчестве Михаила Лермонтова и Сергея Есенина». Валерий Сухов, «Неисповедимый рок ведет» (мотив предсказания смерти в лирике Михаила Лермонтова и Сергея Есенина). Валерий Сухов, «А моя мать — степь широкая», образ русской степи в творчестве Лермонтова и Есенина». Ирина Одоевцева, «Лермонтов в жизни Гумилева». Воспоминания. Геннадий Горланов, «Опять брожу в тарханском парке» (лермонтовская тема в творчестве Б.Шигина). Валерий Сухов, «Он каждого народа сын бессмертный» (поэты Северного Кавказа о Лермонтове и Тарханах). Валерий Ганский, «Источник вдохновения Кавказ».

Авторские экземпляры сборника «Под Лермонтовской звездой» получают Н.М. Инюшкин и А.В. Волков

Пятый… Вернее, горькая прослойка: исследования дуэли, обстоятельств гибели поэта. Геннадий Горланов, «А была ли дуэль?». Этот мотив обозначен во многих других материалах.  И в романе Геннадия Горланова о Лермонтове «Уготованный исход». И в статье Николая Серафимова из Санкт-Петербурга «Траектория пули, убившей Лермонтова».

Ну, а шестой слой — тема лермонтовских Тархан. И здесь наши любимые авторы: Николай Инюшкин, «Музей — пространство диалога». Тамара Мельникова, «Тарханы» — работа за кадром». И многие другие статьи о самой Тамаре Михайловне. Николай Вырыпаев, «Тарханские годы отца» (о роли Петра Андрееевича Вырыпаева — директора «Тархан» с 1954 по 1966 г., авторе первых книг о Лермонтовских Тарханах. Пётр Фролов, «Изучая тарханский фольклор» (о роли народной песни в творчестве поэта). Вера Ульянова, «Тарханы: дары и дарители». Тамара Мельникова, «Альбом уездной барышни». Николай Инюшкин, «Мне нужно действовать» (о Мельниковой). Кирилл Вишневский, «Вокруг Лермонтова» (о первом празднике в Тарханах). Лариса Полукарова, «Но чувство есть у нас святое» (о новой концепции музея-заповедника). Геннадий Горланов, «Надо мной чтоб вечно зеленея…» Николай Инюшкин, «Тропинка к музею» (культорологический аспект, «культурное гнездо»), «Энергия любви», к юбилею Т.М. Мельниковой

Около полусотни публикаций! Ещё раз извиняюсь за скучное перечисление, но мы считаем, что это абсолютно бесценный материал для учителя литературы, преподавателя литературного краеведения, библиотекаря, студента-филолога…

К сожалению, остается проблема «доставки» этого материала в школу: школы недостаточно активны пока, хотя есть подвижки с подпиской на «Суру». Решая эту проблему, этой весной я встретился с новым начальником Управления образования г. Пенза Лилией Валерьевной Чащиной. К счастью, мы нашли общий язык. Надеюсь, наработки «Суры» дойдут до пензенского учителя литературы и помогут ему донести до учеников все нюансы Лермонтовской темы.

Думаю, что Лауреатами премии журнала могли бы становиться и учителя-словесники. Почему нет? Уверен, союз журнала и школы будет крепким и плодотворным. Тем более  что Л.В. Чащиной подарил я и наш сборник статей о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова. О нём я рассказал вам в главе о библиотечке «Суры».

И о премии «Под Лермонтовской звездой» я уже рассказывал. Надо сказать, что эта премия и премия журнала возникли не на пустом месте. Фундаментом послужил конкурс на лучшую публикацию года. В редакционной статье первого номера 2006-го года я писал: «Вот уже во второй раз в начале литературного года мы хотим назвать имена самых талантливых наших авторов, лауреатов премии литературного журнала «Сура». И это уже традиция». Традиция эта жива и по сей день. А тогда, в самом начале нашими первыми лауреатами стали Виктор Кондрашкин (Канин) и Владилен Мочалов — старейшие пензенские писатели и краеведы; Роман Рябов и Владимир Юраков — молодые поэты; прозаики Алексей Борисов и Сергей Корниенко.

Вот и перевернул я ещё несколько страниц жизни нашего журнала и своей жизни в нём. Мгновения «Суры»…

Похожие статьи