Расскажем о бизнесе Вакансия программиста
Мгновение десятое. Необычный альянс.
Борис Шигин
Борис Шигин

«Семнадцать мгновений «Суры»

Портал «Пенза-Онлайн» продолжает делиться воспоминаниями главного редактора пензенского литературного журнала «Сура» Бориса Шигина.

И речь пойдёт о музыкальных страницах журнала. Так уж получилось, что первым редактором журнала был поэт и прозаик Николай Катков, вторым — художник и драматург Виктор Сидоренко, а третьим — поэт и автор песен. Поэтому вслед за созданием в редакции клуба авторской песни и на страницах журнала появилась рубрика «Поющие поэты». Я стал знакомить читателя литературного журнала с творчеством поэтов, авторов песен, которых никто и никогда не публиковал. Смею предположить — и не собирался. Дело в том, что песенная поэзия, поэты-песенники почему-то всегда в литературных кругах считались поэтами не вполне полноценными. Судьбы Леонида Дербенёва и Владимира Высоцкого — самый яркий пример! С большим трудом пробивался в Союз писателей Александр Городницкий. Да только ли он преодолевал эти унижения? Бытовало устойчивое выражение, которое унижало творчество таких авторов: «настоящей поэзии костыли не нужны». Под костылями подразумевалась музыка, конкретно — гитарный аккомпанемент. У меня всегда это вызывало и недоумение, и негодование: как музыка может испортить хорошую поэзию? Ну, а слабые строчки никакие костыли не спасут! Сколько у нас поэтов, которых и не поют, и не читают, и не знают, хотя в нагрудном кармане они хранят заветную красную книжечку.

Пензенские поэты и авторы песен

Вот на этом фоне, можно сказать, ломая старые стереотипы, открыл я в 2006-м году новую рубрику. Её первыми авторами стали уже известные, но не опубликованные пензенские барды Владимир Медведев, Михаил Тихонов, Дмитрий Букин, Елена Чебалина, Владимир Юраков, Юлия Баранова, Игорь Плякин, Ольга Коршунова, Вячеслав Филонов, Ольга Дарвина, Сергей Барехов, Марина Теплицкая и многие другие. Думаю, читателю это было интересно. Вдвойне интересно, потому что почти со всеми этими авторами он мог встретиться на наших литературно-музыкальных вечерах, которые с 2004-го года регулярно проходили на разных городских площадках. А позже  — и на фестивальных концертах.

За годы работы рубрика «Поющие поэты» появлялась и исчезала на страницах журнала несколько раз — ведь настоящих авторов не так много. Да и не каждый месяц появляются песни, которые достойны страниц литературного журнала. Но можно смело говорить о том, что жила и работала она в «Суре» много лет вплоть до 2015-го года.

Роман Тигранович Давыдов

Однако скоро мне стало ясно, что надо взглянуть на песенную Пензу шире и рассказать о песнях, которые знают и любят в Сурском крае, которые являются частью нашей истории и культуры. Надо ли говорить, что я ни секунды не сомневался в том, кто бы это мог сделать? Конечно, только он: Роман Тигранович Давыдов — замечательный пензенский музыкант и композитор. Ему я предложил не просто готовить какую-то песню к публикации, но и рассказать о её авторе, об истории создания песни. Кроме того, мы стали печатать на страницах «Суры» и ноты, что никак не укладывалось в традиции издания литературного журнала. А кто сказал, что этого делать нельзя? Главное — чтобы читателю было интересно! И полезно! Например, учитель музыки пензенской средней школы №18 Оксана Игнатьева не раз выражала мне благодарность за эти публикации. Думаю, с благодарностью относились к этим рассказам о песнях и другие учителя и преподаватели. Да просто культурные читатели.

Ноты песен для этого сборника песен записал Р.Т. Давыдов

Интересно, что у Романа Тиграновича был уже опыт подобных рассказов о пензенских авторах. Начал он писать очерки о профессиональных и самодеятельных композиторах ещё в газете «Молодой ленинец» в самом начале 80-х. Знаю это потому, что был одним из героев такого очерка. История интересная и необычная: композитор, став на время журналистом, пишет очерк о журналисте, который ещё и самодеятельный композитор. Вот так однажды мы поменялись с Романом Давыдовым профессиями. Кстати, так и познакомились, и подружились когда-то в дни нашей молодости. На первую встречу в редакцию Студии ТВ пришёл, как мне показалось сначала, уже не молодой, хромающий человек. Так мне показалось ещё и потому, что человек был седым. Позже выяснилось, что Роман не на много старше меня. Конечно, позже, узнав этого человека лучше, я не раз приглашал его в свои программы, рассказывал о нём как о человеке и композиторе. Именно поэтому, став главным редактором журнала, и пригласил я композитора с опытом журналиста стать автором «Суры».

Роман Тигранович Давыдов

Рубрика «Песенная Пенза» жила и работала в журнале вплоть до смерти Романа Тиграновича в 2020-м году. Ах, сколько интересного узнал наш читатель за эти годы. Вот названия только некоторых публикаций: «А я люблю Россию» — о песне Владислава Самсонова и Виктора Клименко; «Русская зима» — о песне Владимира Бражникова и Вячеслава Бахтина; «Старая, старая сказка» — о песне Александре Одриной; «По-прежнему течёт Сура» — о песне Виктора Чеха и Олега Савина. Десятки интереснейших рассказов о пензенских песнях и их авторах. Ещё одна своеобразная энциклопедия песенной Пензы.

Именно к этому я всегда стремился: удивить, порадовать, просветить, побаловать, если хотите, читателя журнала новым, интересным материалом. А достичь этой цели можно только с помощью неординарного автора! Не секрет, что есть интересные люди, которые не умеют интересно рассказать о том, что знают. К счастью, Роман Тигранович Давыдов был не только интересным композитором, но и интересным рассказчиком.

Конечно, многое он делал и сделал не по моей просьбе, а по велению души. Один пример. К юбилею Пензы вышел уникальный пятитомник, рассказывающий о музыкальной, песенной Пензе. Каково же было моё удивление, когда я нашёл в нём несколько песен на свои стихи, музыку к которым написал Роман Давыдов. Написал, не сказав мне ни слова об этом. Почувствовал стихи — и написал. Удивительно. Ну и, конечно, я бесконечно благодарен ему за то, что когда-то он записал музыку моих песен, сделал их нотную запись для сборника «Я двух женщин люблю». Мужская дружба — вещь интересная… Только теперь, после смерти композитора, я могу сказать о том, что очень любил этого человека, восторгался его талантом музыканта и композитора, его интеллигентностью… Рассказываю об этом потому, что как-то отделить это от своей жизни и от жизни журнала не могу. Не получается… Извините…

Не скрою, сегодня я думаю о том, кто бы мог заменить Романа Тиграновича Давыдова на месте автора журнала, автора рубрики «Песенная Пенза»? И  пока не нахожу ответа на этот вопрос. Страшная и невосполнимая потеря…

Источник фото: Б. Шигин. На главном фото — Роман Тигранович Давыдов

Комментарии: {{ appData.total }}

Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь и оставьте комментарий первым! Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии!
  • {{ item.user.title }}

    {{ item.comment }}

Похожие статьи