Расскажем о бизнесе Вакансия программиста
Борис Шигин о тридцатилетии «Суры»
Мария Сайганова
Мария Сайганова

В августе пензенскому литературному журналу «Сура» исполняется 30 лет. Наш портал на протяжении нескольких месяцев публиковал воспоминания главного редактора журнала Бориса Шигина о годах работы «Суры». И всё-таки, в канун праздника ещё один разговор о единственном в Пензе толстом литературном журнале, рождение которого символично совпало с рождением новой России в 1991 году.

Борис Шигин: «Меня часто спрашивают о том, случайно ли журнал появился в 1991 году? Конечно же, нет. Если сегодня посмотреть, кто отмечает тридцатилетний юбилей, то обнаружится, что это очень многие сообщества и организации. Дело в том, что тогда страна обновлялась и вполне естественно, что это обновление коснулось и Пензы. К счастью, нашлись люди, писатели, которые воспользовались временем обновления и вспомнили о том, что в Пензе нет своего литературного журнала. А ведь он был: литературный альманах «Земля родная» много лет помогал пензенским писателям и литературному активу публиковать свои произведения. Так что новое появление журнала у нас не случайно, но закономерно. Здесь надо с благодарностью вспомнить Николая Каткова, Александра Сазонова, Николая Куленко, Олега Савина, Петра Максяшева. Без них «Сура» бы не появилась!

Дмитрий Сергеевич Лихачев сказал, что «в России культура держится на пяти китах: музее, библиотеке, театре, толстом литературном журнале и кружке,  объединении творческих людей». Так вот, к музеям, театру и так далее все привыкли, но о литературном журнале многие забыли и, к счастью, к началу девяностых вспомнили, что русская культура со времен Пушкина без литературного журнала обходиться не может».

— Интересно, как вы узнали о создании «Суры»?

— В тот год я работал телевизионным журналистом, и именно по интересному стечению обстоятельств готовил материал о первом номере «Суры». Кстати, на юбилейной выставке, которую мы сделали в редакции, в нашем писательском фойе, одним из экспонатов является та самая печатная машинка, на которой я печатал материал о презентации литературного журнала в Пензенской области. А на самой презентации  исполнял одну из своих песен. К самому журналу я отношения тогда не имел — его главным редактором я стал в 2003 году, — но как журналист знаю, что примерно через год после первого выпуска выяснилось, что учредитель оказался не в силах содержать журнал и он оказался на грани закрытия. Тогда это была настоящая трагедия. К счастью, «Суру» спас в то время департамент культуры. А здесь надо сказать спасибо Евгению Семёновичу Попову. Надо смотреть правде в глаза: без поддержки государства, в нашем случае без поддержки правительства Пензенской области журнал бы не выжил.

— Как удалось сохранить его во время кризиса 90-х и экономического кризиса 2008-2009 годов?

— В 90-е редакции было очень трудно. Главный редактор Виктор Сидоренко в те годы не раз обращался ко мне как к известному журналисту за помощью. Смотрите: журналу 30 лет. При периодичности 6 номеров в год всего должно быть 180 номеров. Но сейчас выходит №164. Шестнадцать номеров  — это потери 90-х. Но моя команда с 2003 года выпускает строго 6 сдвоенных номеров в год. Во время нового кризиса мы отказались от гонорара, от цвета на какое-то время, на сокращение штата редакции, но журнал спасли.

— Борис Владиленович, кто сегодня делает журнал?

— Это самый правильный вопрос! Главное — люди. В конце 2003, начале 2004 в редакции «Суры» сформировалась команда профессионалов: Олег Сиротин, Лидия Дорошина, Николай Буянов. Потом кто-то уходил, кто-то приходил, но с Ольгой Макаровой и Олегом Сиротиным работаю и по сей день. В разные годы редакцию укрепляли Татьяна Кадникова, Вера Дорошина, Валерий Сухов, Нина Тремасова, Светлана Андреева, Елена Комзалова, Надежда Никулаенкова…  Своим главным завоеванием в тот момент я считаю привлечение в журнал не только пензенских авторов, но и авторов со всей России. Хороший литературный журнал местечковым быть не должен, полноценно существовать он может при поддержке писателей всей России. «Литературная газета» как-то написала о «Суре»: «это всероссийский журнал, но с пензенской пропиской». Сегодня у нас тысячи авторов из пятидесяти регионов России и 12 стран мира — это наша гордость и гарантия того, что портфель журнала всегда будет полным. Да, некоторые наши авторы живут и в Европе, и за океаном. Естественно, мы им отсылаем журнал. Но ведь «Сура» выходит и в электронном виде, так что любой человек сегодня может прочитать журнал в любой точке планеты.

— Понятно, что вы любите журнал как своего ребёнка. Но ведь эта любовь бывает и слепой. Не думаете, что идеализируете ситуацию?

— Спасибо за очень хороший вопрос. Конечно, люблю. Но вижу и недостатки. У нас мало сильной публицистики. С удовольствием бы добавил юмора. Часто не хватает дерзости молодых поэтов и прозаиков. Работаем над этим. Но есть объективные вещи, которые убеждают в том, что журнал на правильном пути. Например, публикации писателе российского масштаба. Хороший писатель в слабый журнал никогда свой роман не отдаст, а у нас публикуется и Захар Прилепин, и Максим Замшев, и Дмитрий Дарин, и Николай Переяслов, многие знаменитые писатели и поэты со всей России. Это лучшая оценка! А целые подборки русскоязычных поэтов из США, Англии, Израиля, из республик и городов России?

— Что вас сегодня беспокоит в наибольшей степени?

— Возможность утраты редакцией звания «культурного гнезда» Пензы. Такая опасность есть. Дело в том, что я всегда вокруг своей редакции, будь то «Парус» на ТВ или «Сура», создаю творческое пространство. То самое, о котором говорил Д.С. Лихачёв. Напридумывал всяких культурно-просветительских программ: «В русле «Суры», «Писатели — детям», «Неделя пензенского писателя». Когда-то, в 2006-м поручил Л.И. Дорошиной создать клуб молодых поэтов. Появились «Берега». Позже Татьяна Кадникова собрала вокруг себя молодых прозаиков. Все эти годы мы выпускали не только журнал, но и книги пензенских авторов. Сам всю жизнь работаю с клубами авторской песни, так при журнале появились «Поющие поэты». Вершиной этой работы стал фестиваль поэзии и авторской песни «Часовые любви», который должен был в этом году отметить свой 10-летний юбилей. Но эта наша работа, к сожалению, не поддерживается должным образом. Думаю, что создание культурного человека — главная задача государства. Именно поддержки государства нам не хватает. Но это тема отдельного разговора, который собираюсь продолжить с новой пензенской властью. Нельзя терять и разбазаривать то, что создавалось годами! Уверен, что не только в Кремле, но и в Пензе есть люди, которые это понимают. Переоценки требует и продвижение журнала к преподавателю и учителю литературы, к тем, кто преподаёт литературное краеведение. Работы много!

— О чём мечтает главный редактор?

— Мечту эту сформулировал ещё Некрасов: «когда мужик не Блюхера и не милорда глупого — Белинского и Гоголя с базара понесёт». Мечтаю о том, чтобы «Сура» помогала каждому учителю словесности учить и воспитывать молодого человека, каждому культурному человеку любить свою малую и большую Родину, знать своих писателей — знаменитых и современных, почитать литературные традиции России и Пензенского края. Громкие слова? Но это же мечта! А я немного идеалист…

Похожие статьи