image
Продавать стали меньше, а зарабатывать — больше
Елена Альшина (Пирожкова)
Елена Альшина (Пирожкова)

В октябре продажи автомобилей в России рухнули на 18,1 %. Цены на новые машины выросли на 20 % за январь-октябрь 2021 года, а на некоторые бренды они подскочили сразу на 40 %. По мнению экспертов, рост спровоцирован дефицитом комплектующих и самих автомобилей. Поэтому многие россияне, в том числе и пензенцы, пересели на китайские машины. 

Сегодня пензенские автосалоны также пустуют. С чем это связано? 

Мы решили узнать, как пандемия оказала влияние на пензенский авторынок, какой тип транспортных средств и ценовой сегмент сейчас пользуется спросом, насколько подорожали автомобили за год, активно ли пользуются клиенты опцией трейд-ин. 

Пензенцы пересели на китайские авто

Со слов руководителя отдела продаж автосалона на Ульяновской Владимира Леднева, сегодня наибольшей популярностью среди клиентов пользуются паркетники и кроссоверы. Они максимально удобны, обладают высоким клиренсом, возможностью установки полного привода и хорошей проходимостью, в том числе идеальны для городских асфальтовых покрытий и хороши для проселочных или грунтовых дорог. Больше половины российских продаж занимает именно сегмент кроссоверов. 

— В нашем автосалоне представлены кроссоверы малого, полноразмерного, среднеразмерного и компактного классов. Чаще всего покупают кроссоверы компакт-класса. Если сравнивать со всеми брендами, взрывной рост продаж, исходя из моего опыта работы, показывает китайский бренд. Он охватывает огромную долю рынка, это современный продукт — машины на любой вкус, поэтому сейчас наш салон практически пустой. Все активно распродается, — рассказал Владимир Леднев. 

При этом пандемия привела к дефициту электронных компонентов (чипов, микросхем). Соответственно, произошел перекос авторынка. Мировой выпуск автомобилей упал из-за пожара на заводе в Японии, откуда поставляется большая часть комплектующих. К тому же, пришлось заменить бренд транспортных средств — на китайский (Geely).

— До пандемии в автосалоне продавались автомобили марки «Datsun». Эти машины пользовались спросом, но из-за ковида заводы начали простаивать по всему миру, и произошло сокращение издержек, поэтому мы перешли на другой бренд. Сейчас машины привозят из Беларуси и Китая. Скорее всего, проблемы с поставками продлятся до конца лета 2022 года, — решил Владимир Леднев. 

В свою очередь, управляющая операционного офиса «Пенза» РГС Банка Юлия Кузнецова считает, что дефицит автомобилей вызван в первую очередь отложенным спросом. Когда автосалоны снова открылись после первой волны коронавируса, самые ходовые и популярные модели машин были распроданы практически моментально. Нарушенные цепочки поставок привели к перебоям в производстве автомобилей по всему миру. Третьим усугубляющим фактором стал кризис полупроводников, а без электроники современные автомобили бывает просто не собрать, поэтому конвейеры мировых автогигантов то и дело останавливаются, дефицит авто усиливается, а очереди за ними растягиваются на многие месяцы.

— К сильнейшему дефициту весь мир привела, конечно, зависимость от азиатского рынка как основного поставщика полупроводников. На данном этапе решить его можно только путем децентрализации производства микрочипов. Что мы и наблюдаем в Японии и Европе, которые приняли решение об организации собственного производства, чтобы перекрыть недостаток завозных деталей. В Австрии такой завод открыли в конце сентября (на три месяца раньше запланированного), в Германии до конца текущего года также появится новое предприятие похожего формата. В России этот вопрос на государственном уровне не рассматривается, и полупроводники в обозримом будущем будут поступать к нам как раньше — из-за границы, а теперь еще и по остаточному принципу, — отметила Юлия Кузнецова.

Несмотря на нехватку автомобилей, в автосалоне на Ульяновской наблюдается рост продаж  в 1,5-2 раза по сравнению с прошлым годом. 

Сегодня приобрести новую машину стало доступнее благодаря низким кредитным ставкам (от 0 %). Это при том, что в 2015 году процентная ставка составляла 20 %. Именно тогда российский авторынок, в том числе и пензенский, находился в пике. До этого кризис наблюдался в 2009-2010 годах, максимальные продажи зарегистрированы в 2012 году. Сейчас, по мнению Владимира Леднева, российский авторынок стабилизировался, хотя цены на автомобили за год поднялись на 15 %. 

В основном, машины покупают люди в возрасте от 30 до 50 лет. Как правило, они берут классическую модель — Atlas или Coolray. Средняя стоимость кроссовера в автосалоне на Ульяновской составляет чуть больше 2 млн рублей. Чаще берут автокредиты с максимальным сроком погашения — 7 лет. 

— Ежедневно в автосалоне продаются более 15 машин. Большинство клиентов оформляют заказы онлайн или по телефону. Если раньше выгоднее было приобрести машину в крупных городах, мегаполисах, то сейчас к нам обращаются из Ульяновской, Саранской и Саратовской областей и даже Краснодарского края. По сравнению с прошлым кварталом опцией трейд-ин клиенты стали меньше пользоваться, но все же сейчас это выгодно и удобно. Кроме того, мы предоставляем скидку на новую машину в обмен на старую, — пояснил руководитель отдела продаж Владимир Леднев.

Клиент может приобрести автомобиль без допоборудования, но только товар придется ждать от полутора до трех месяцев. При этом большинство машин в автосалоне — с установленными аксессуарами. 

Однако в другом автосалоне, расположенном на ул. Ижевской, автомобили поставляются уже с «допниками», поэтому приобрести, так скажем, «голую» машину невозможно.

Это же подтвердила и управляющая операционного офиса «Пенза» РГС Банка Юлия Кузнецова. С ее слов, многие авторитейлеры просто отказываются продавать клиентам машины без дополнительных опций, порядка 95% транспортных средств реализуются сегодня с «допами» (по сравнению с 20-30% допандемийной реальности).

Нехватка запчастей ударила по самой доступной модели в стране

По сравнению с прошлым годом в автосалоне на ул. Ижевской продажи транспортных средств упали на 50 %. Большая часть продукции производится на Тольяттинском заводе, остальная часть — в Ижевске. 

Продавец-консультант дилерского центра, пожелавший остаться инкогнито, рассказал, что пандемия оказала огромное влияние на нехватку комплектующих, и это сказалось на поставках автомобилей.  

— У нас представлены машины класса «B». Сейчас, в основном, покупают «Ладу Гранту» и «Ладу Веста». В течение нескольких месяцев клиенты оформляют покупку товара по телефону, в автосалон приезжают уже за автомобилем, поэтому сейчас почти все машины — без ценников, и уже зарезервированы, — рассказал продавец-консультант.

Средняя стоимость автомобилей в автосалоне на ул. Ижевской составляет около 700 тысяч рублей. 

— У нас представлены машины-унисекс, те же «Гранты» и «Весты» берет как молодежь, так и взрослые. При этом оформляют заказы и пенсионеры в возрасте 70 лет. Чаще всего автомобили приобретают за наличные, некоторые оформляют потребительский кредит. Так как повысились цены на подержанные машины, многие стали прибегать к опции трейд-ин, — уточнил продавец-консультант пензенского дилерского центра.

При этом есть марки автомобилей, которые сегодня отсутствуют в автосалонах Пензы. Так, по словам управляющей ОО «Пенза» РГС Банка Юлии Кузнецовой, некоторые модели в настоящее время нельзя заказать, даже если покупатель готов к длительному ожиданию. 

— «АВТОВАЗ» объявил, что из-за нехватки электронных компонентов недоступны к заказу на январь 2022 года автомобили LADA Vesta Cross и Vesta SW Cross, а также LADA Granta Drive Active и Granta с автоматической трансмиссией. Популярные Volkswagen Tiguan и Taos сейчас тоже не приобрести, производство остановлено как минимум до Нового года. Перезаказать эти автомобили возможно будет только после первого квартала 2022 года. На корейские бренды спрос тоже очень высокий. Машин KIA не хватает катастрофически, и купить их можно только с бешеной наценкой. Основные дефицитные модели KIA — RIO и Sportage. Нет многих моделей Nissan, Geely и Lexus, — уточнила Юлия Кузнецова.

Она советует поторопиться с покупкой, если машина нужна срочно, сделать заказ в желаемой комплектации с нефиксированной ценой, встать в лист ожидания или же купить автомобиль в кредит со скидкой.

— Если же нет необходимости приобрести машину сейчас, вы можете подождать год-полтора до стабилизации ситуации на рынке. Проблема, скорее всего, решится сама собой к концу 2022-2023-х годов. Поставки будут восстановлены, дефицит сойдет на нет, вернутся сезонные акции и спецпредложения, — считает Юлия.

Ситуация на пензенском авторынке сейчас настолько непредсказуема, что сложно утверждать о серьезном падении продаж автомобилей. Существенное влияние на нехватку комплектующих оказала пандемия коронавируса, которая привела  к дефициту электронных компонентов, из-за чего произошел перекос авторынка, и многие заводы-изготовители начали простаивать. При этом нашлись дилерские центры, которые смогли приумножить продажи путем смены бренда транспортных средств в сторону китайских, поскольку за разумную цену можно купить вполне удовлетворяющий всем требованиям автомобиль, да и перебои с поставками у «китайцев» незначительные.   

Похожие статьи