RU
/
ENG
Войти
/
Регистрация
вход для пользователей

Праздник Крещения Господня. Разговор со священнослужителем

19 Января 2018
Коллектив информационного портала «Пенза-Онлайн» поздравляет всех верующих с праздником Крещения Господня. В преддверии праздника мы задали несколько вопросов настоятелю пензенского Храма Николая Чудотворца протоиерею Александру Филиппову.



— Отец Александр, что составляет само понятие «православного праздника»? Это право или обязанность? Есть ли в религиозном празднике место «веселью»? Какова необходимость присутствия на богослужении?

— Конечно, церковные праздники это, прежде всего, богослужение. В церковном календаре много дат, связанных с земной жизнью Спасителя: Рождество, Крещение, Сретенье, Благовещенье, Преображение и многие другие. Уже со второго века от Рождества Христова такие дни особо почитаются в христианской церкви. Составлялись специальные молитвы, тропари, кондаки, акафисты, посвящённые этим событиям. В них мы испрашиваем у Господа прощения за наши грехи и благословения, благодарим Его за то, что имеем в жизни, и за Его совершённый Им крестный подвиг.

 Такое отношение к праздничным дням проистекает из четвёртой заповеди Моисеевой: почитай день субботний. Понимая эту заповедь шире, мы распространяем её не только на определённые дни недели: субботу и воскресенье. Полагается чтить и дни, связанные с важнейшими событиями в истории человечества и жизни церкви.

Что касается бытового уклада нашей жизни — понятно, что все мы имеем множество обязанностей: семейные, профессиональные, обязанности по отношению к обществу, государству, Родине. Участие в богослужении, тем более, праздничном, очень желательно для человека, но это не должно приводить к нарушению его обязательств перед нашими окружающими, нашими близкими. Человек может обращаться с молитвой к Господу не только в ходе церковной службы, но и наедине с самим собой — это то же богообщение и, в определённом роде, его участие в празднике.

— Сейчас часто говорится, что люди хотят видеть более не обрядную, а содержательную сторону религии. С другой же стороны, на практике многие забывают о собственно вероучении, зато любят подчёркнуто соблюдать видимую сторону. В массовых купаниях в проруби на Крещение участвует большое количество людей. Для многих это просто развлечение. Среди них встречаются неверующие. Не является ли это профанацией праздничного дня?

— Каждый обряд наполнен определённым смыслом и является видимым выражением нашего благоговения. Многие говорят: я верую в своём сердце — прекрасно! Но в человеке есть и духовная составляющая (кто-то называет её душой, а кто-то понимает, как совокупность разума и чувств) и физическая. Поэтому внешние, видимые свидетельства нашей веры составляют её важную часть.

Это и церковные обряды, и осенение крестным знамением, и соблюдение поста. И, разумеется, участие в таинствах. Для физической природы человека это необходимые составляющие. Но сегодня мы действительно имеем сейчас сильные перегибы в понимании обществом крещенской традиции. Церковь никогда не относилась к этому как к чему-то необходимому. Погружение в прорубь есть лишь акт нашего видимого подражания действиям Спасителя, крестившегося в водах реки Иордан. Участие в праздничном богослужении — куда более важная составляющая праздника.

Бытует мнение, что человек крещенским купанием «омывает» свои грехи — нет и ещё раз нет! Очищение от грехов человеку даётся через раскаяние, молитву, исповедь. При крещенском купании этого не происходит. Очень печально смотреть, как это мероприятия превращается в какое-то беспутное веселье. Об этом порой стыдно говорить. Алкоголь, шашлыки — всё начинается ещё накануне, а при наступлении полуночи все в каком-то диком восторге несутся прыгать в прорубь.

Это чуждо православию, более того, это принимает скорее греховный характер. Видя это, митрополит Вениамин в своё время даже пытался ограничить подобные мероприятия, но до масс донести эту мысль оказалось довольно сложно.

— Христианские праздники — не просто памятные даты, а воспоминания о событиях, значимых для спасения человека. На Рождество празднуется приход в мир Богочеловека, Пасха – победа над смертью, открытие для человека дверей к жизни вечной. С догматической точки зрения, что стоит за событием Крещения Христа в водах Иордана?

— Не только смерть и воскрешение, но и всю жизнь Христа в совокупности следует рассматривать как спасительную миссию. Его жизнь, проповедь, чудеса, установление таинства евхаристии. Значение Крещения Господня можно понимать с нескольких сторон.

Во-первых, это начало общественного служения Спасителя. Христос пришёл к Иоанну Крестителю, когда ему исполнилось 30 лет. Именно с этого возраста по ветхозаветному закону человек имел права на проповедническую деятельность. Это самый ранний из дошедших до нас в Евангелиях эпизод из взрослой жизни Иисуса.

Во-вторых, крещение Иоанна Предтечи было отлично от крещения в нашем нынешнем понимании, так как ещё не свершилась спасительная миссия Христа. Это был символический акт покаяния. Тем не менее, на удивлённый вопрос Иоанна: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» — Господь отвечает: «Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду». Тем самым подчёркивается преемственность ветхозаветного и нового порядка.

О третьем аспекте нам говорит другое название праздника — Богоявление. Когда Иисус крестился в присутствии народа, на него снизошёл Дух Божий в виде голубя, а глас Бога-Отца с небес засвидетельствовал его мессианское достоинство. Это один из эпизодов Библии, в котором нам явлена троичная природа Бога.

— Крещение — один из числа двунадесятых праздников. Традиционно он воспринимается едва ли не как третий по значимости после Пасхи и Рождества. Справедливо ли это?

— В определённом смысле, да. В первые века новой эры Рождество и Крещение вообще отмечались вместе — отсюда, кстати, возникла традиция Святок.

В девяностые годы на уровне центральной власти поднимался вопрос о том, чтобы праздник получил статус государственного и стал выходным днём. Это связано с тем, что церкви в этот день посещает не меньшее количество людей, чем на Пасху и Рождество.

Строго догматически, конечно, понятия «третий по значимости праздник» нет, но с точки зрения народных традиций это утверждение, определённо, справедливо.

— Благодарим Вас за Ваши ответы, отец Александр, с наступающим праздником Вас!

— Я также поздравляю всех с праздником Крещения и Богоявления! Очень желательно в этот день посетить богослужение, взять святой воды, освятить своё жилище. Встретьте с должным благоговением крещенский сочельник и сам праздник. Помните, что всякое разгульное веселье оскорбляет святость праздничного дня! И да прибудет Божье благословение со всеми нами.

Фото В. Белякова


Теги: Праздник Крещения Господня. Разговор со священнослужителем, праздники, Крещение, Крещение Господне, Пенза Онлайн, храм, Николай Чудотворец, храм Николая Чудотворца, Александр Филиппов, православные праздники, религиозные праздники, богослужение, церковные праздники, Рождество, Сретенье, Благовещенье, Преображение, молитва, тропарь, кондак, акафист, Господь, заповеди, история, церковь, религия, вероучение, купание в проруби, профанация, вера, обряд, пост, Иордан, крещенские купания, раскаяние, исповедь, мероприятия, православие, христианские праздники, Пасха, Христос, Богоявление, Библия, Бог, Святки, власть, святая вода

25
Комментарии (0)
Добавить комментарий