RU
/
ENG
Войти
/
Регистрация
вход для пользователей

Четыре вопроса православию. Вопрос третий: Церковь и политика

14 Июля 2018
Михаил Чернецов

А мы продолжаем беседу с председателем информационного отдела Пензенской епархии иеромонахом Фаддеем (в миру — Александр Владимирович Голосных) о месте православия в жизни современного общества.



Михаил Чернецов: Политология называет церковь политическим институтом. Понятно, что общественная организация, с которой, так или иначе, соотносят себя три четверти населения многомиллионной страны, неизбежно будет соприкасаться с деятельностью органов власти. Со стороны оппонентов звучат обвинения в том, что церковь становится инструментом государственной политики. С одной стороны, можно вспомнить знаменитую новозаветную цитату: «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу», — из которой следует, что политическая власть не составляет предмет интереса церкви. С другой стороны, невозможно отрицать, что церковь оказывает влияние на мнение людей, а иногда даёт и прямое руководство к действию. С третьей стороны, существуют объективные интересы церкви, которые могут как совпадать с государственными, так и противоречить им.

Насколько для церкви приемлемы добрососедские отношения с государственной властью, учитывая, что в реальном мире власть не может руководствоваться в своей деятельности соображениями нравственности? Допустимо ли для церкви идти на какие-либо компромиссы, взаимные (или невзаимные) уступки с государственной машиной? Корректны ли высказывания церковных чинов в пользу государственных руководителей?

О.Фаддей: Когда мы сталкиваемся с подобной критикой, возникает закономерный вопрос: а каких высказываний ожидают сами критикующие? Должна ли Церковь хулить государственных руководителей? Должна ли она молчать? Является ли, в конце концов, преступным одобрение действий власти? Нам следует правильно расставлять акценты. Имея свои интересы в государственном управлении, разве не могла Церковь организовать, например, свою политическую партию? Да, в России запрещено создавать партии на религиозной основе, но мы знаем, что подобные вещи легко завуалировать. Но этого не делается. Не делается потому, что Церковь включает в себя и коммунистов, и либералов, и монархистов, и демократов и так далее. Заявление Церкви о политических симпатиях привело бы к очевидному противоречию, сторонники других взглядов задались бы вопросом, нужна ли им такая Церковь.

С другой стороны, в своем послании апостол Павел говорит: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены». В Священном Писании Христос относительно римского динария сказал не только «Богу Божье», но и «кесарю кесарево». Логично, что Писание от нас требует воздавать и власти то, что ей определено. Буквальное прочтение этих слов не ведет к оправданию зла, а говорит, по сути, о гражданском подчинении существующей и законной власти, которая была избрана обществом.

В то же время, что должно подталкивать представителей Церкви к критическим высказываниям? Мы видим: строятся храмы, открываются духовно-просветительские центры, больницы, школы и т. д., а мы с вами можем, не боясь преследования, открыто обсуждать вопросы веры и религии — в том числе, своей веры и религии.
Не следует забывать, что любой верующий, монах или священник также являются гражданами Российской Федерации. Каждый из них вправе давать свою оценку власти. Думаю, у многих она будет положительной. Ведь если говорить глобально, в стране всё стабильно. Нам не приходится засыпать под взрывы снарядов, экономика стабильна — тем более, в нынешней геополитической ситуации. Огромные субсидии выделяются в сфере культуры, медицины, образования, спорта и т.д. Каждый имеет возможность получить высшее образование. Чья, в конце концов, это заслуга?

Михаил Чернецов: А что касается обратного процесса — какие механизмы влияния на принятие руководящих решений обладает Церковь. Есть ли они и нужны ли они?

О.Фаддей: Основной инструмент влияния Церкви на общество вообще — это слово. Словом можно оказать PR-поддержку каким угодно решениям. Но вы не найдёте этого ни на одном церковном сайте, ни в одной церковной газете. Проповедь не может касаться никаких политических вопросов, речь в ней может вестись лишь о покаянии и о спасении или темах, с ними связанных. Иногда проповедь затрагивает патриотическую тематику — но мы же Русская Православная Церковь. Речь идёт о защите Святой Руси — не просто государства, но того культурно-исторического пространства в котором мы родились и живём.

Михаил Чернецов: Какие вопросы политической и общественной жизни сейчас, в 2016 году, находятся в особом фокусе внимания церкви?

О.Фаддей: Исходя из литургической практики — за что мы молимся на богослужении? За мир в Сирии — тем более, что это один из крупнейших на Ближнем Востоке христианских регионов, там погибают наши братья-христиане. И, конечно, Украина. Это даже не наши братья, это часть нас самих, и в историческом, и в культурном, и в церковном отношении. Перед нами коварная попытка расколоть наш народ. Даже если не касаться вопросов политических, а остановиться исключительно на церковных, пугает вопиющая религиозная неграмотность украинского политического истеблишмента.

Взять хотя бы идею собственного патриарха! Что это меняет принципиально? Церковное деление не определяется государственными границами, единственный мотив здесь — сделать назло Москве. Мы говорили о том, может ли что-то сломить Церковь — посмотрите на замечательное событие, всеправославный крестный ход на Украине, когда тысячи людей, двигались с востока и с запада страны, чтоб встретиться в Киево-Печерской лавре. С какой агрессией столкнулись эти люди, и с каким бесстрашием продолжали идти — с целью вернуть братолюбие в эту страну. Это пример того, что в кризисные моменты Церковь становится лишь сильнее, очищаясь от всего слабого и оставляя в себе лучшее.

Продолжение следует

Источник фото: www.pravoslavie.ru


Теги: Четыре вопроса православию. Вопрос третий: Церковь и политика, православие, вопросы православия, церковь, политика, Пензенская епархия, Александр Голосных, Михаил Чернецов, политология, население, власть, государственная политика, политические партии, партия, Россия, коммунисты, либерал, монархист, апостол Павел, Бог, Священное Писание, Христос, храм, больница, школа, вера, религия, экономика, культура, медицина, образование, спорт, сайт, газета, РПЦ, Русская Православная Церковь, Святая Русь, богослужение, Сирия, Москва, Украина, Киево Печерская лавра

9
Комментарии (0)
Добавить комментарий