RU
/
ENG
Войти
/
Регистрация
вход для пользователей

Лихие девяностые. рок вышел из подполья

30 Июня 2018
Игорь Костров

Редакция портала «Пенза-Онлайн» продолжает серию публикаций под рубрикой «Лихие девяностые»



А еще на лихие девяностые пришелся бум рок-фестивалей. Рок-музыка как-то одновременно по всей стране вышла из подполья. Мы не переставали удивляться: и как она ранее в этом подполье умещалась? Казалось, что ее настолько много — слушателей не хватит! Однако слушатель всегда находился.

ПЕРВАЯ «БОМБА»


Не осталась в стороне и Пенза. Уже в 1991-м у нас высадился десант Всесоюзного (!) тогда еще фестиваля «Рок чистой воды». На стадионе «Темп» собралась любопытная и разношерстная публика. Шутка ли — в одном концерте играли такие группы как «ЧайФ», «НОМ», француз-иностранец Майк Рэмбау и… «АукцЫон»! Никто из них до этого в Пензе не был. А французский рокер, как мне кажется, и тогда не понимал, в какой точке России он находится.

Все, кто имел честь присутствовать на том мероприятии, не дадут соврать — это был по тем временам настоящий прорыв. И пусть на «Темпе» было так холодно, что коньки можно было отбросить, не надевая… Зато зал ревел, металлюги гремели цепями, а над катком, наскоро закрытым досками, реяла атрибутика всевозможных известных и малоизвестных команд. Звук, кстати, был паршивый, что надо!

Запомнилось, что как только на сцену вышел лидер свердловской группы «ЧайФ» Владимир Шахрин, на последней трибуне кто-то вскочил, заорав на весь стадион: «Макаревич, «Поворот» давай!» Шутку не оценили, а возмутитель спокойствия был быстро свинчен блюстителями порядка. Приятель сказал мне на ухо: «У Андрюхи с Шахриным старые счеты». Я, якобы всецело разделяющий позицию провокатора, одобрительно кивнул.

Шахрин тут же разрядил обстановку, затянув вместе с залом свое «Ой-ё-о-о!»

Честно говоря, ни Майк Рэмбау, ни «НОМ» особо не запомнились. Были и какие-то другие группы. Основная же часть публики пришла послушать «АукцЫон» с замысловатыми текстами Леонида Федорова, увидеть вживую Олега Гаркушу и Владимира Веселкина — самых известных рок-шоуменов того времени. К тому же только что у группы вышел нашумевший альбом «Жопа», на грампластинках «Мелодии» по соображениям цензуры стыдливо переименованный в «Дупло».

«АукцЫону» дали спеть ровно две с половиной песни. Затем звук вырубили, вышел какой-то мужик, сказал, что время вышло, и всем пора расходиться по домам.

Народ для порядка некоторое время еще пошумел, но без драк и скандалов покинул территорию стадиона.
Да, и еще. Потом на тусовке у кафе «Старый вал», которое располагалось в подвале Первомайского отделения милиции, активно обсуждался случай, как один пензенский неформал убедил Гаркушу, чтобы тот подарил ему кожаные штаны. Неформала звали Остап (на самом деле — Александр). Он потом лет пять, не снимая, носил эти штаны. Остап, надеюсь, с тобой все в порядке? Штаны целы?

НАШ ОТВЕТ СТОЛИЦЕ


Тот фестиваль «заразил» пензенских рокеров на проведение подобных мероприятий местного масштаба — то есть полностью своими силами и средствами. Часто организаторами рок-концертов становились бывшие комсомольские активисты. И неудивительно. Все-таки научил комсомол кое-чему. Быть лидерами, уметь управлять толпой и т.д. Жаль, не всех научил. А хотя, может, и к лучшему.
Ныне покойный Миша Ивашин устроил один из памятных рок-фестивалей начала девяностых во Дворце культуры «Южный» (сейчас торговый центр на ул. Свердлова).

Никакого названия фестиваль, кажется, не носил. Впрочем, если что, всегда можно одернуть меня в комментариях. Выступало четыре группы: «П` акт», «Фунеральные фловера», «Коммунальное хозяйство» и «Кенгуру». Последняя, кстати, и ныне живет и здравствует, периодически давая концерты в Москве и окрестностях.

Аншлаг был. Зал ревел. Портвейн лился. Люди так искренне радовались, что многих даже тошнило прямо в зале. Ничем не хуже, а во многом даже лучше «Рока чистой воды». Тем более, мы все этих панков и рокеров в лицо знали и за руку здоровались. Это сейчас они предприниматели, дизайнеры, художники… Впрочем, часть из них, увы, навсегда так и остались в девяностых.
Тот фестиваль был даже описан в паре пензенских газет. И, конечно во всем местном самиздате. Да-да, в девяностые в Пензе процветал и самиздат (тема отдельного материала).

Потом фестивали понеслись наперегонки. Не успевали мы скопить деньги на «Пламя Парижа», надо был готовиться к «МоРоке», а затем уже и к «Пламени Парижа-2» и к фестивалю «Раскачивая Восток». Каких только названий не было…
Это уже позже возник джаз-рок-клуб «Хокенс», который пытался придать пензенскому рок-движению некую упорядоченность, ежегодно проводя свой «Пригородный поезд».

Параллельно шли сейшены в разных клубах и на полуподпольных площадках. Популярными были концерты в Доме Учителя на ул. Володарского, в клубе «Радуга», расположенном в одном из корпусов Пензенского политехнического института (ныне — ПГУ), в рок-клубе «Аэроплан» (здание кинотеатра «Москва»), кинотеатре «Искра».

Да что я все один перечисляю? Думаю, среди читателей портала «Пенза-Онлайн» немало свидетелей тех безумств. Предлагаю желающим отдать дань тому времени, отметившись в комментариях.

P.S. Автором следующей истории из лихих девяностых может стать любой из вас. Пишите на электронный адрес редакции — onlinepenza@gmail.com

Источник фото: rock-shckola.ru


Теги: Лихие девяностые. рок вышел из подполья, рок, лихие 90 е, аукцыон, 90 е, девяностые, пенза онлайн, рок фестиваль, рок музыка, Пенза, Рок чистой воды, стадион Темп, стадион, концерт, ЧайФ, НОМ, Россия, мероприятия, группа, кафе, фестиваль, рок концерты, самиздат, рок движение

13
Комментарии (0)
Добавить комментарий