RU
/
ENG
Войти
/
Регистрация
вход для пользователей

Сто лет в обед. Никому не нужное управление образования Пензы

31 Января 2019
Дмитрий Воробьев

Марина Шарошкина — человек творческий, неугомонный, хотя и почти десять лет, как пенсионерка. Вот и на этот раз, вернувшись из Сан-Диего (США), где постоянно проживают ее сын и дочь, а также внучки, она сразу взялась за дело. Было бы желание творить — а праздник можно придумать! Тем более что Управлению образования Пензы в этом году, а именно 15 февраля, как бы исполняется 100 лет.

2.jpg

Решили отметить с размахом, красиво и дорого. До праздника осталось совсем немного и Марине есть чем заняться, тем более, что Марина Шарошкина по сути — второе лицо в Управлении образования после Юрия Голодяева (а во многом и первое, так как все вопросы, связанные с увольнением и назначением руководителей образовательных учреждений в первую очередь обсуждаются с ней) — а потом опять в США, в ставший уже родным Сан Диего, к детям, внукам.

Оставим пока Марину наедине с праздником и поговорим о будущем Управления образования города Пензы — организации, находящейся полностью на финансировании нищего городского бюджета. Будет ли 101 годовщина управления образования и нужна ли эта структура в системе городского образования?

Но прежде, чем порассуждать на эту тему обратимся к зарубежному опыту. Так, например, 8 декабря 2018 года на сайте Росбалт появилась новость о том, что «дочь президента Казахстана, глава комитета по международным отношениям, обороне и безопасности сената парламента республики Дарига Назарбаева предложила закрыть все управления образования в стране».

«Сейчас в школах Казахстана внедряется модель подушевого финансирования, поэтому областные, городские и районные управления образования становятся ненужными, особенно с учетом допускаемых в них нарушений. Школа получает финансирование, а деньги надолго застревают в этих организациях, которые распределяют их по своему усмотрению или и вовсе экономят на школах, недофинансируют учебники или ремонт, и говорят, чтобы собрали денег с родителей», — сказала она.

Это в проекте у них. Правильно, разумно. А как обстоят дела у нас в Пензе, да и в России в целом? Напомним читателям, что с 1 января 2016 года общеобразовательные организации и организации дополнительного образования Российской Федерации перешли на нормативно-подушевое финансирование (НПФ).
Нормативно-подушевое финансирование образовательных организаций вводится во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки».Ключевым принципом подушевого финансирования является основополагающий принцип: деньги следуют за учеником.

1.jpg

Это означает, что образовательная организация получает деньги по государственному заданию на обучение каждого ребенка по числу детей. Таким образом, чем больше учеников привлечет себе школа, тем больше денег она получит. Отсюда становится ясным смысл оптимизации школьной сети: для школ — получить большее финансирование, для бюджета — сэкономить часть средств.

В соответствии со ст.9 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ определяются нормативные затраты на обучение одного ученика; в каждой школе должен быть план финансово-хозяйственной деятельности, бюджетные сметы, а также отчет о поступлении финансовых и материальных средств и об их расходовании по итогам финансового года.

Заметьте — школы города Пензы финансируются из Федерального бюджета в среднем на 85%-90% и только порядка 10- 15% — это средства городского бюджета. И следует отметить, что доля муниципального финансирования городских школ с каждым годом становится все меньше и меньше, так, например, в 2018 году во многих образовательных учреждениях города Пензы были сокращены ставки педагогов дополнительного образования (которые финансировались из местного бюджета) — так необходимые для организации воспитательной работы c детьми. Может быть, именно поэтому подростковая преступность в 2018 году по итогам периода летних каникул выросла на 13%?

4.jpg

Принимая во внимание существующий механизм подушевого федерального финансирования школ невольно возникает вопрос: а какова роль управления образования города Пензы во всей этой истории?

Учитывая, что в штате управления работает более 60 человек и многие из них — пенсионеры, не проще ли было сократить часть этих работников — на учащихся городских школ это уж точно никак не сказалось бы, а ставки педагогов сохранить.

Более того, если поговорить с работниками школ — с педагогами и с руководящим составом, то практически все единодушны в следующем: функции управления образования города сводятся к необходимости заполнения массы бестолковой отчетности, секретари школ иногда не успевают справиться с объемами входящей корреспонденции. Вторая «важная» функция — это «дерганье» детей и педагогов на различного рода городские мероприятия и очень часто — во время уроков.
Руководители страдают от того, что финансовый отдел управления образования без предупреждения «снимает» деньги со статей расходов одних школ и перебрасывает на другие школы по своему усмотрению, что, кстати совершенно незаконно и затем требуют от директоров заявления о том, что они сами попросили это сделать.

Вот собственно и все. Хотя нет, не все. Есть еще одна интересная структура при управлении образования — Научно-методический центр. По большому счету этот центр на сегодняшний день фактически и не научный, и не методический. Просто «собес», то есть место, где пенсионеры от педагогики проводят время, занимаясь псевдодеятельностью, которая на работу школ, к счастью, не оказывает никакого влияния. Вся эта армия работников получает зарплату из местного бюджета и если учесть, что на содержание здания Управления образования г. Пензы, расположенного по адресу: г. Пенза, ул. Володарского, 5, бюджета города — банкрота — уходят немалые средства, то еще раз хотелось бы спросить, оно нам зачем, это гороно? Здесь уместным будет высказывание министра образования и науки РФ Ольги Васильевой о том, что в ближайшие три года необходимо ликвидировать управления образования и передать из функции региональным министерствам образования (по материалам ТАСС).

Согласно достоверной и проверенной информации, «главный учитель Пензы» — Юрий Голодяев в связи с некоторыми проблемами уже на протяжении нескольких месяцев толком не выполняет свои обязанности, и в управлении якобы творится полная анархия. Несколько «топовых» пенсионерок — Татьяна Лиханова, и вышеупомянутая Марина Шарошкина — активно заняты подготовкой к юбилею. И не только сами заняты, отрывают директоров школ на репетиции (они поют и танцуют), а Федор Клёмин — первый заместитель Юрия Голодяева — пытается, как может, руководить управлением образования (невольно вспоминается 2-й дом Старсобеса из «12 стульев» Ильфа и Петрова).

Так может быть не дожидаться, как в сказке, трех лет, трех дней и трех месяцев, а заняться ликвидацией этой ненужной школам структуры уже в 2019 году?

Глядишь, добрую сотню миллионов бюджетных средств из казны города сэкономим, школам отдадим. Хоть в дело пойдут: ставки педагогов сохранят, может быть, хотя бы по одной ставке психологов введут — так необходимых в школах — об этом министр образования и науки РФ Ольга Васильева также упоминала неоднократно. Может быть, в школах появятся работники охраны, а не бабушки-вахтеры, и тем самым повысим уровень безопасности наших городских школ. Да, многое можно было бы сделать для школ.

Давайте сделаем? А пока подготовка к празднику 100-летия Управления образования Пензы в самом разгаре. Марина Шарошкина вся поглощена этим процессом. Будет о чем рассказать детям и внукам — там, в далеком Сан-Диего, под шум океанского прибоя.

Теги: Сто лет в обед. Никому не нужное управление образования Пензы, управление образования, образование, школа, учитель, педагог, Марина Шарошкина, Юрий Голодяев, Ольга Васильева

24
Комментарии (0)
Добавить комментарий