Вход
/
Регистрация
вход ДЛЯ пользователей

Доступная среда — для инвалидов или «для галочки»?

23 Ноября 2017
Антон Инюшев

А мы продолжаем тему, вызвавшую столь большой отклик в соцсетях.



В последние годы в Пензенской области часто говорится о необходимости организовывать городскую среду таким образом, чтобы она становилась доступной для инвалидов и других маломобильных категорий граждан. Но практическая реализация этой идеи порой вызывает множество вопросов.

В конце августа 2017 г. в подземном переходе между пензенским автовокзалом и железнодорожным вокзалом «Пенза-I» был установлен подъемник для инвалидов. Точнее — два подъемника, по одному у каждого выхода. Эти аппараты фирмы «Vimec» закреплены на специальных конструкциях, похожих на перила.

Компания «Vimec» — итальянская; во всяком случае, ее главный офис находится в Италии. Имеются ли в природе российские аналоги этих подъемников, и, если имеются, почему для Пензы был выбран продукт зарубежной марки — это интересный вопрос. Но мы оставим его до следующего раза.

Пока же можно констатировать, что пензенский железнодорожный вокзал «Пенза-I» сделал еще один шаг на пути к обеспечению на своей территории доступного для инвалидов пространства. Причем этот шаг получился достаточно уверенным и по-хорошему неожиданным: в других российских городах, даже в столичных Москве и Петербурге, подобные подъемники — редкость.

В принципе, это, конечно же, не первый аппарат, установленный в Пензе для удобства инвалидов. В качестве примера здесь можно рассмотреть подъемник на одном из старейших торговых центров города — «Доме торговли», что на ул. Циолковского. Там похожий агрегат установили еще много лет назад. У него была своя специфика: он поднимался не вдоль лестницы, а вертикально вверх, к торговым помещениям на втором этаже здания.



Пользовался ли механизм, установленный на «Доме торговли», популярностью у инвалидов-колясочников, сказать сложно. За все годы его существования увидеть аппарат в действии не довелось ни разу. Хорошим доказательством слабой востребованности этого подъемника является то, что через несколько лет после установки его тихо демонтировали. Остались только конструкции, ограждавшие когда-то подъемную платформу, а рядом надпись «Устройство для подъема инвалидов-колясочников. Для того, чтобы им воспользоваться, позвоните по тел.: (и далее — номер телефона)».

Судя по доступной информации, табличка с подобной надписью должна была появиться и в подземном переходе, рядом с установленным агрегатом. Не будем заострять внимание на вопросе: «А что, если у колясочника не будет с собой телефона?».
 
Обратим внимание на другой, более важный факт, — никакой надписи с номером телефона в подземном переходе так и не появилось. А ведь с момента установки подъемника прошло уже 3 месяца.

А сейчас представьте себя на месте инвалида-колясочника. Вы подъезжаете к подземному переходу, чтобы, скажем, добраться с железнодорожного вокзала на автовокзал. Вы видите новый подъемник. Какими будут ваши дальнейшие действия?

1. Можно попробовать самому привести подъемник в «боевое положение», запустить его и таким образом спуститься в подземный переход. Вариант, мягко говоря, не очень уютный — оборудование-то чужое. Пользоваться чужими вещами без спросу нехорошо. Да и удобно ли будет инвалиду самостоятельно раскладывать этот механизм, подниматься на него, потом слезать с него и возвращать подъемник в исходное положение?

2. Хорошим вариантом был бы звонок специально обученному человеку, который быстро бы подошел к подземному переходу и помог инвалиду воспользоваться подъемником. Но, как уже было сказано, номер телефона, на который нужно в данном случае звонить, отчего-то нигде не указан — ни на самом аппарате, ни на стенах рядом.

(Зато на подъемник кто-то уже успел прилепить объявление «помощь наркозависимым». Наверное, скоро туда начнут вешать предвыборные плакаты и объявления «сдаю квартиру». А что — аппарат все равно простаивает.)

3. Если бы рядом постоянно дежурил специалист, разбирающийся в работе подъемника, его можно было бы попросить о помощи. Но, понятное дело, у подземного перехода таких специалистов обнаружено не было.

4. Наиболее перспективным, хотя и не очень удобным, кажется вариант: «Заехать в здание вокзала и попросить кого-нибудь из сотрудников помочь разобраться с подъемником». Но и в этом случаев возникнут определенные трудности. Дело в том, что даже сейчас, спустя 3 месяца после установки, аппарат частично покрыт упаковочными материалами. Вероятно — для лучшей сохранности.

То есть, специалисту, обученному работе с подъемником, придется снимать всю эту упаковочную шелуху перед запуском аппарата. А второй подъемник, отметим, вообще покрыт чехлом. С ним тоже придется некоторое время повозиться.

5. Учитывая все вышесказанное, инвалид-колясочник с большой долей вероятности плюнет на этот подозрительный подъемник и попросит кого-нибудь из окружающих граждан помочь ему спуститься «на руках». Или же спустится в переход своими силами, как бы это ни было проблематично.

Возникает сразу несколько вопросов. Если подъемник находится в рабочем состоянии, почему для него не сделали «рабочий интерфейс»: кнопку для вызова специалиста, или табличку с номером телефона, или хоть что-то, объясняющее предназначение аппарата (а то пока приходится только догадываться, что это именно подъемник, а не элемент декора)?

А если он не работает, то почему за 3 месяца аппарат не ввели в строй? В Министерстве труда, социальной защиты и демографии Пензенской области ситуацию с подъемниками никак не прокомментировали, объяснив, что за подобные объекты по закону отвечает собственник.



А от начальника вокзала «Пенза-I» оказалось проблематично получить даже такой «переадресовывающий» комментарий. В его приемной почему-то не отвечали на телефонные звонки, а во время личных визитов на вокзал начальника никогда не было на месте. В разные дни, в разное время результат был одинаковым — кабинет закрыт, начальство отсутствует. На четвертый, кажется, раз автору данной статьи надоело «целовать дверную ручку», и он прекратил попытки связаться с руководством «Пензы-I». Возможно, комментарии начальника вокзала удастся получить позднее.

Пока же ситуация выглядит достаточно неприятно. Слишком многое указывает на то, что подъемник в подземном переходе установили не для инвалидов, а для проверяющих. Факт появления аппаратов «Vimec» очень хорошо будет смотреться в отчетах: «На подъемники истрачено столько-то тысяч рублей, доступность среды неуклонно растет». А смогут ли колясочники в реальности, а не на бумаге, воспользоваться этими аппаратами — это уже другой вопрос.

Возможно, люди, ответственные за подъемники, руководствуются самыми благими намерениями — стремятся сберечь дорогостоящую технику. А лучший способ сохранить сложный агрегат в целости и сохранности - не внимать его из упаковки. И инвалидов на нем возить пореже, а то вдруг сломают. Кроме шуток — это вполне типичный для начальников образ мысли.

Есть опасения, что подъемники в подземном переходе может постигнуть участь их предшественника у «Дома торговли» — демонтаж: через пару лет их уберут, так толком и не использовав. Формализм и неумение доводить дело до конца могут погубить даже самые лучшие начинания.
Источник фото: фото автора

Тэги: Доступная среда — для инвалидов или «для галочки»?, Доступная среда, инвалид, Пензенская область, городская среда, подъемник для инвалидов, подъемник, Vimec, Италия, Пенза, Пенза I, Дом торговли, инвалид колясочник, подземный переход, вокзал

11
Комментарии (0)
Добавить комментарий