RU
/
ENG
Войти
/
Регистрация
вход для пользователей

ПЕНЗА: КУНСТКАМЕРНАЯ ЗАСТРОЙКА

12 Апреля 2017
Сколько себя помню в профессии, столько и продолжается беспредметный диалог власти с журналистами и общественностью о сохранении исторического облика Пензы. А пока он длится, лицо города тихой сапой меняется не в лучшую сторону.


Хрен вам с бугра, а не исторический облик


Все это время городские чиновники собираются сделать в этом направлении что-нибудь хорошее, и даже вроде бы делают, но вся их деятельность на поверку либо сводится к нулю, либо плоды ее по большей части получаются настолько уродливыми, что сразу бросаются в глаза.

Речь, как вы уже догадались, идет о «знаковом» сооружении по адресу Московская, 4-б, хорошо видимом с центра улицы. Его видно даже лучше, чем Спасский собор. С первого взгляда и не разобрать, кому принадлежит шпиль: колокольне при соборе или этой многоэтажке. Вот она при ближайшем рассмотрении.



Меняются градоначальники, главные архитекторы и начальники главного управления градостроительства и архитектуры снимаются и назначаются, некоторые даже умирают. Имен их конечно, широкая публика уже не помнит, но зато хорошо видит их наследие – от него никуда не деться. А у каждого градоначальника, как водится, есть свои любимые доверенные приобретатели муниципальной земли и доверенные застройщики.

Если углубиться в историю, то отступление от генерального плана застройки Пензы началось четверть века назад, с принятием постановления тогдашнего главы областной администрации Александра Кондратьева «Об увеличении объемов жилищного строительства». Срок действия того Генплана закончилось в 1997 году, а затем в течение десятилетия Пенза жила без него.

Собственно, в это время в градостроительстве Пензы и начался виток коммерциализации, до неузнаваемости изменивший архитектурный облик города, и продолжающийся до сих пор. Поэтому есть ли в Пензе Генплан сегодня – вопрос второй. А насколько он хорошо работает и что из себя представляет, хорошо видно на примере центральной части города. В градостроительстве продолжается эпоха жилых высоток-уродцев и под стать им торговых центров, агрессивно завоевывающих исторический центр.



Эта песенка стара, позабыть ее пора


А муниципалы тем временем продолжают разрабатывать нескончаемую стратегию и по-прежнему готовы воплощать ее в жизнь. В недавнем разговоре Семена Вахштайна на радио «Эхо Пензы» с главным архитектором области Леонидом Иоффе и председателем комитета по охране памятников истории и культуры Сергеем Муштаковым-Лентовским интересными показались только реплики ведущего.

Специально прослушал запись эфира еще раз, но так и не услышал в словах гостей никакой конкретики, несмотря на совершенно прозрачные намеки журналиста на конкретные события и объекты. Снова дежурные фразы и декларации, рапорты о проведении бесконечных «практических семинаров» и «круглых столов».

Вот, допустим, не зря мудрейший Вахштайн начинает разговор с того, что на протяжении многих лет от всех бывших и действующих градоначальников слышит одно и то же: «Скоро мы получим комплексную схему, нам ее делают и т.д.». Но в ответ от компетентных вроде бы людей слышит то же самое: «Мы готовим перечень документаций, чтобы начать эту работу и по охранной зоне памятников, и по модернизации улично-дорожной сети».

Или вот еще: «Попробуем подготовить перечень мероприятий, которые помогут реально начать менять ситуацию». А вот это вообще песня: «Любая реализация таких трудных и объемных задач может быть и долгосрочная, но самое главное, чтобы была отправная точка начала этого пути, чтобы были четкие и конкретные задачи по движению в заданном направлении. Но мы понимаем, что такие случаи возможны, когда застройка идет сплошной фасадой…»

Какая «отправная точка»? Какие «четкие задачи»? Тут, в общем, как у Маяковского: «Товарищ Ленин, работа адовая будет сделана и делается уже». Не исключено, что кому-то из радиослушателей такой разговор мог показаться достаточно конкретным. Но с точки зрения вечности единственно конкретным является тот факт, что все эти беспредметные разговоры из уст людей, отвечающих за архитектурный облик города и сохранение его культурно-исторической среды, продолжаются в течение нескольких десятилетий.

Это какой-то позор...


Предлагаю считать «отправной точкой» некомпетентности градостроителей вышеупомянутое здание на ул. Московской, мягко названное Семеном Вахштайном «пальцем на лбу». Находится оно в окружении зданий, выстроенных еще в позапрошлом веке. Вчера встретил там коллегу, который произнес: «Ну и что, не взрывать же его теперь». Уже не взорвешь, конечно. Придется оставить в назидание будущим поколениям архитекторов и как памятник... Слово придумайте сами.

Ребята, если вы выделяете, а точнее, будем называть вещи своими именами, продаете землю под застройку в таких местах, вы хоть предполагаете, строительство чего именно санкционируете? Оправдания типа «это было до меня» в расчет не принимаются. Потому что центр города, и окрестности ул. Московской в частности продолжают активно застраиваться, в том числе жилыми домами.



К сожалению, на этом парад архитектурных уродцев, возводимых в центре Пензы, далеко не заканчивается. Кто, например, скажет, что за воплощение монолитного ужаса возвышается в промежутке между улицами Плеханова и Гладкова? Это не цирк, но явно с ним как-то связано.



Помнится, лет 20 тому назад у некоторых представителей общественности возникла мысль сохранить ул. Гладкова как маленький архитектурный памятник старой Пензы. Не получилось. Теперь же там стоят готовые воплощения современной архитектурной идеи, достойные дальней окраины самого захудалого райцентра.



Смотрите и ужасайтесь. Кто это проектирует, кто строит, кто дает санкции на строительство этого архитектурного паноптикума? Похоже, сегодня и градостроительство становится той сферой, к которой можно приложить принцип «После нас трава не расти». Печалька.
Источник фото: фото автора

Теги: ПЕНЗА: КУНСТКАМЕРНАЯ ЗАСТРОЙКА, Пенза, застройка, исторический облик, Спасский собор, Александр Кондратьев, строительство, градостроительство, Леонид Иоффе, Семен Вахштайн, Эхо Пензы, семинар, круглый стол, мероприятия, памятники, паноптикум

37
Комментарии (0)
Добавить комментарий