Вход
/
Регистрация
вход ДЛЯ пользователей

Энергоэффективность дома, или как завладеть деньгами граждан по закону

12 Января 2017
Очень часто в последнее время стали звучать в нашем жилищно-коммунальном обиходе слова «энергоэффективность» и «энергосбережение», не просто применительно к описанию процесса покупки новых лампочек или актуальности лозунга «уходя, гасите свет!». Дело обстоит куда более серьезней и запутаннее, и связано оно, как это обычно и бывает, с несением дополнительных затрат жильцами на проведение обследований и изготовление документов.



Условие задачи


Что же конкретно требуется от «управляек» в данном случае, да и так ли уж обязательны эти требования?
Управлением Госжилстройтехинспекции Пензенской области для информирования руководителей управляющих организаций в сфере ЖКХ иногда проводятся совещания с целью разъяснения требований действующего законодательства, а, проще говоря, с целью напомнить об ответственности за несоблюдение этого законодательства и размере последующих за этим карательных мер. На подобных мероприятиях представители Управления не устают напоминать о необходимости представить декларацию об энергоэффективности жилых домов с указанием класса этой энергоэффективности.

И вроде бы, какая тут проблема — декларацию заполнить? Найти бланк, вписать требующиеся данные да отвезти в Управление. Но не так-то все и просто.

Класс энергоэффективности с потолка не возьмешь. Он присваивается в четком соответствии с законом, на основании обследования, проводимого специализированными организациями. Однако, описанные действия обязательно производить вовсе не для всех домов и зданий. Представители Управления в данном случае, как и во многих других случаях, пытаются переложить свою работу на чужие плечи.

В итоге — задача: «Кто и за чей счет должен определять класс энергоэффективности многоквартирного дома?»

Решение задачи


Согласно Письма Минстроя России от 29 ноября 2016 г. № 40222-АЧ/04, обязательность установления класса энергетической эффективности для многоквартирного дома возникает только в тех случаях, когда по своему характеру работы: строительству, реконструкции, капитальному ремонту в отношении данного дома являются предметом государственного строительного надзора.

Посмотрим, когда же такие работы могут очутиться в поле зрения государственного строительного надзора. Увидеть истину нам помогает при этом Правительство Российской Федерации, которое в своем Постановлении от 1 февраля 2006 г. № 54 «О государственном строительном надзоре» указывает случаи, когда государственный строительный надзор осуществляется. К таким случаям относятся отношения, связанные с возведением объектов капитального строительства, если проектная документация на их строительство подлежит государственной экспертизе, проводимой в соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Статья 49 указанного кодекса в свою очередь определяет, что застройщик или технический заказчик по своему выбору направляет проектную документацию и результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу или негосударственную экспертизу.

А что же дальше, где искать эти результаты экспертизы? Ответ даст очередная норма права. Это в данном случае Постановление Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491.

Согласно п.24 указанного постановления, сведения о составе и состоянии общего имущества отражаются в технической документации на многоквартирный дом.

И в следующем п.25 мы уже можем найти путь, который проделывает сия техническая документация.
Застройщик, осуществляющий строительство, капитальный ремонт или реконструкцию многоквартирного дома, обязан передать под расписку в течение одного месяца после получения разрешения на введение объекта в эксплуатацию экземпляры инструкции по эксплуатации многоквартирного дома (каждый на бумажном и электронном носителях):
  • первый экземпляр — товариществу собственников жилья;
  • второй экземпляр — по требованию первого обратившегося лица, являющегося собственником жилого помещения (в случае если товарищество не создано), либо лица, принявшего от застройщика после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещение в этом доме по передаточному акту или иному документу о передаче;
  • третий экземпляр — в муниципальный архив городского поселения или муниципального района, на территории которого расположен многоквартирный дом.

Ответ на задачу


Итак, после того, как разобрались в нормах права, следует ответ. Класс энергоэффективности должен устанавливаться застройщиком объекта, документация должна быть передана организации, осуществляющей эксплуатацию общего имущества дома, либо собственнику. Ну и в архив.

Если вдруг, как это часто бывает у нас, документация не найдена ни по одному из указанных выше адресов, то лицу, ответственному за ее изготовление (застройщику), надлежит изготовить дубликаты этой документации. Обязать его произвести эти действия можно в судебном порядке (при отсутствии добровольного согласия).

А что же «управляйки»? Какая их роль в этом бумажном круговороте? Для чего нужны им эти паспорта энергоэффективности и прочие полезные документы?

На самом деле, данные документы необходимы в основном надзорным органам, для отчетности. Организациям, осуществляющим управление многоквартирными домами, сведения о мероприятиях по энергоэффективности могут потребоваться лишь в случае капитального ремонта да и то, если держателем специального счета является региональный оператор.

Сразу же всплывает вывод о необходимости региональных операторов — вот какие они нужные, если б их не было, то и сведения об энергоэффективности не понадобились бы.

Однако есть и другая сторона медали. Проведение обследования на предмет энергоэффективности дома выгодно самим собственникам. Специалисты, используя соответствующее оборудование, определяют слабые места (места утечки тепла — плохо закрывающиеся окна, двери, места расходования энергии — постоянно горящие лампочки, старая проводка). Затем выдается заключение о рекомендациях по проведению мероприятий по энергосбережению.

Подобные исследования своими силами произвести не всякий сумеет, да и мнение независимого эксперта всегда имеет весомое значение. Стоимость этих исследований опять-таки увеличит расходы собственников. Однако, последнее слово должно быть за ними, а не за надзорными органами, которым эти документы нужны лишь для галочки.

Итогом всего этого исследования, помимо ответа на заданный в начале статьи вопрос, явилась одна непреложная истина — понятие энергоэффективности введено, видимо, в настоящий момент надзорными органами исключительно с целью запутать горожан, ну и с целью отъема у них лишних денежных средств, разумеется.

Тэги: Энергоэффективность дома, или как завладеть деньгами граждан по закону, энергоэффективность, энергосбережение, Управление Госжилстройтехинспекции Пензенской области, ЖКХ, экономия электроэнергии, ТСЖ, региональные операторы, деньги, закон, затраты, Пензенская область, законодательство, мероприятия, многоквартирный дом, письмо, Минстрой, строительство, реконструкция, капитальный ремонт, экспертиза, региональный оператор, стоимость, расход, денежные средства

19
Комментарии (0)
Добавить комментарий