Вход
/
Регистрация
вход ДЛЯ пользователей

Как Пензе стать «силиконовой долиной»?

27 Декабря 2017

Наша область давно живет мечтой о полноценном мощном IT-кластере. Но нам все время чего-то не хватает. Как Пензе стать IT-столицей? Бизнес предлагает решения.

 

Две отрасли — одна проблема

Едва ли у кого-то сегодня остаются сомнения, что доминирующим вектором современной экономики являются информационные технологии. Территории, на которых расположены эффективно работающие IT-компании, получают ощутимый бонус в развитии всех сфер жизни. Эффект усиливается при наличии устойчивых связей между самими организациями, образовательной, транспортной и иной инфраструктурой.

Отсюда с необходимостью следует, что опережающее развитие отраслей, связанных с созданием, обработкой, хранением и передачей информации, является одним из приоритетов для нашего региона.

Тем не менее, IT-бизнес Пензы сталкивается с рядом трудностей, одна из которых — кадровый голод. Несмотря на наличие достаточно сильной высшей школы, представители профильных кафедр пензенских вузов подтверждают, что уровень подготовки абитуриентов, поступающих сегодня на технические специальности, в среднем ощутимо ниже, чем одно-два десятилетия назад. Преподаватели вынуждены тратить учебное время не только на обучение по специальности, но и на то, чтобы компенсировать пробелы, оставшиеся по завершении школьного обучения.

Сложившаяся в младшем и среднем образовании ситуация, конечно, не специфична только для нашего региона. Низкий доход отпугивает педагогов, в итоге мы получаем переполненные классы, в которых порой учится более трех десятков детей. В таких условиях даже талантливый учитель не в силах преподносить ученикам материал на должном уровне.

Сегодня эти проблемы — финансовые у педагога и образовательные у учащегося — решаются за счет репетиторства, которое стало уже даже не массовым явлением, а сложившимся социальным институтом. Чем старше становится ребенок, тем большая на него ложится внешкольная учебная нагрузка. В итоге у подростков складывается негативное отношение к учебе, а также практически не остается времени для других занятий, будь то спорт, искусство или увлечение компьютерными технологиями.

Новый метод

В сложившихся реалиях IT-бизнес региона приходит к новой концепции профессионального ориентирования молодежи: образование в сфере информационных технологий должно начинаться не с института, а со школы — желательно, с самых ранних этапов. На сегодняшний день такой подход является необходимым условием успешного развития IT-отрасли региона средне- и долгосрочной перспективе.

При это следует понимать, что компетентный IT-шник сегодня — это не просто уверенный программист, кодировщик или тестировщик. По сути, предприятия сегодня ждут полноценных предпринимателей, способных сгенерировать идею, реализовать ее в производственном процессе, и, как итог найти устойчивый рынок сбыта своего продукта. Это требует и развитого логического мышления, и ораторского искусства, и представления о маркетинге, и знаний иностранного языка — перечислять можно долго. А человек, имеющий подобную подготовку, может применить свои навыки и за пределами IT-отрасли, в том числе, и в качестве руководителя, будь то коммерческая организация или сфера государственного и муниципального управления ― яркие примеры можно найти и в самой Пензе.

Меньше слов, больше дела

Высшее образование — точка соприкосновения интересов общества и бизнеса. Пензенские лидеры IT-отрасли сегодня достигают годового оборота в несколько миллиардов рублей и могут стать драйверами новой идеи. Как в реальной жизни может выглядеть основанный на описанных принципах учебный процесс, мы узнали у представителя такого «миллиардника» — директора по развитию ООО «Максофт» Евгении Пензиной:

— Есть несколько вариантов обучения «айтишника с детства». Первый, достаточно очевидный, это создание частной школы, в которой наряду с федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) в программу будут внесены те компоненты, которые необходимы будущему IT-специалисту. Разумеется, обучение в частной школе может быть только на платной основе, но это поможет нам решить и вопрос переполненности классов, и привлечение квалифицированных высокооплачиваемых специалистов.

— Но готово ли население пользоваться услугами частных школ? Большинству это не по карману, а если так, то будет ли решена проблема в масштабах региона.

— Для начала надо соотнести затраты, на услуги репетиторов с затратами на платное среднее образование. Тогда частная школа уже не будет казаться привилегией для единиц. Сейчас об этом не принято говорить, но все чаще и чаще родители переводят своих детей полностью на домашнее обучение — опасаясь за качество образования ребенка. Муниципальные школы выполняют лишь функции экзаменатора. В таких условиях частное учебное заведение — решение, которое напрашивается само собой.

В качестве альтернативы можно привести проект прогрессивной школы, организацией которого мы уже сегодня занимаемся совместно с лицеем №2. Он подразумевает, что первую половину дня дети учатся по стандартной программе, а после обеда остаются в учебном заведении, где посещают занятия уже в соответствии с профильным направлением.

Разумеется, речь не идет исключительно о «кружках юных программистов». Сюда входят и творческие, и спортивные секции, которые и позволят сформировать именно того полноценного, всесторонне развитого айтишника-предпринимателя, который нужен отрасли региона. Но это уже будут не отдельные не связанные между собой секции, а именно единый комплекс классов, но с профильным уклоном и на территории одного учреждения. По сути, это своеобразная «IT-продленка».

Форма занятий также может быть серьезно расширена: не только и не «классические» уроки, сколько мастер-классы, практические занятия, выходы на производство.

Ключевой вопрос здесь, по-прежнему, привлечение квалифицированных педагогов и их мотивация. Поэтому прогрессивная школа тоже будет носить платный характер. Но мы не видим необходимости делать ее обязательной. Часть классов в каждой параллели может учиться «по старинке», а часть привлекаться к проекту.

С другой стороны, мы рассчитываем, что наш опыт может вызвать интерес. Образовательные учреждения, органы власти, представители бизнеса ― мы рады сотрудничать в этом направлении со всеми заинтересованными сторонами, избрав ту организационную форму, которая сочтем наиболее эффективной.

Содействие сверху

Образование — не та сфера, в которую бизнес со своими идеями может входить в одностороннем порядке. Однако уже сегодня идея прогрессивной школы вызывает предметный интерес, в том числе, у руководства Управления информационных технологий и связи Пензенской области.

Аналогичные мысли все чаще звучат и внутри педагогического корпуса региона.

Разумеется, проект не призван дать сиюминутный результат. Но в нашем случае это скорее даже плюс. Именно постепенное увеличение кадрового резерва IT-отрасли позволит сбалансировать спрос и предложение на рынке труда. Таким образом регион снижает риск «утечки мозгов» когда получившие образование в Пензе молодые люди уезжают работать в другие города или за границу.

Таким образом, сегодня у нас уже есть социально-экономический вызов, проект решения и инициатива со стороны бизнеса. Вопрос в поддержке проекта со стороны областного и городского руководства — надеемся, что оно не оставит вопрос без внимания. Потому что, на наш взгляд, это и есть грамотные инвестиции в будущее.

Источник фото: belta.by

Тэги: Как Пензе стать «силиконовой долиной»? , Пенза, силиконовая долина, IT кластер, IT отрасль, бизнес, экономика, информационные технологии, информация, технологии, высшее образование, образование, компьютерные технологии, Алексей Костин, Евгения Пензина, Максофт, ФГОС, школа, частная школа, репетитор, муниципальная школа, Пензенская область, проект, рынок труда, Управление информатизации, прогрессивная школа, айтишник

9
Комментарии (0)
Добавить комментарий