Вход
/
Регистрация
вход ДЛЯ пользователей

Уезжать нельзя остаться. «Айтишники в поисках себя»

2 Мая 2017

Газета «Улица Московская» опубликовала замечательнейший материал по итогам прошедшей недавно конференции SECON. Предлагаем его вашему вниманию.



Екатерина Куприянова

Возможно ли построить крупный IT-бизнес в регионе, или переезд неизбежен? Какие факторы являются ключевыми, чтобы IT-специалист решил остаться работать на малой родине? Вкладываться ли в местное сообщество или относиться к родному городу, как к месторождению? Растить ли свои кадры или нанимать готовые удалённо?

Эти темы обсуждали в течение двух часов 5 спикеров и полсотни человек в зале на панельной дискуссии «Уезжать нельзя остаться» в рамках конференция SECON 21 апреля 2017 г.
Фишкой межрегиональной конференции разработчиков программного обеспечения SECON 2017 стало разделение программы на технический и не технический день. В первый день, 21 апреля, на 7 секциях говорили о проблемах развития IT-бизнеса, взаимодействии с системой образования и властью.

Второй день был посвящён новым технологиям разработки программного обеспечения, включая управление проектами, контроль качества, информационную безопасность и мастер-класс по разработке web-приложений. «Улицу Московскую» более всего заинтересовала тема не технического дня «Уезжать нельзя остаться».

Субъективность и реальность


Место запятой во фразе «Уезжать нельзя остаться» определяли вместе с залом 5 спикеров: Владимир Розов (BIT.GAMES) и Евгений Мироничев (автор книги «К чёрту офис!») из Пензы, Фёдор Владимирович (Aurigma) и Павел Кошак (Палекс) из Томска, Андрей Галицкий (SuraSystems) из Мюнхена. Модерировал дискуссию Павел Берсенёв («НеВсем», Пенза).
Выяснилось, что запятая перемещается в зависимости от субъективного решения владельца бизнеса (или начинающего свой IT-бизнес). На это субъективное решение влияет объективно существующая реальность.

Реальность Пензы и Томска оказалась удивительно похожей: полмиллиона жителей, боле 100 софтверных компаний, своя региональная конференция, аналог SECON.
Объективно в провинциальном городе «легче стартануть»: стоимость разработки дешевле, жизнь дешевле. В столице гораздо шире круг финансовой поддержки: разнообразные фонды и прочее. Однако «существует некий ценз, чтобы стать интересным этим людям».

Если не ждать идеальных условий, обнаружится, что порог для вступления в IT-бизнес с каждым годом всё меньше. И если продуктовый IT-бизнес требует серьёзных капитальных вложений, то сервисный можно начинать «на коленке».

Однако информационные технологии – это «прилагательное к какой-либо индустрии». Чего в регионе либо нет, либо недостаточно большого размера. Локальный рынок сбыта мал, поэтому IT-компании практически сразу ориентируются на федеральный и международный рынки. И сразу встаёт основная проблема – кадры, которых в регионе дефицит.

О важности университетского образования


О кадрах и образовании в IT-сфере участники проговорили большую часть отведённого времени. Интеллектуальному бизнесу требуются всесторонне развитые люди. Программисты, которые умеют только программировать, – ложный стереотип. (Хотя один из спикеров признал, что три лучших известных ему программиста так и не получили университетский диплом.)

Хороший IT-специалист должен иметь полноценное представление о мире, в котором он живёт, уметь общаться – «уметь коммуницировать должны все». Обычно требуется владение английским языком, грамотная речь на родном языке и на английском, порядочность. Для взаимодействия с западными партнёрами нужен человек, владеющий навыками бизнес-этикета.
На локальном рынке труда грамотного специалиста найти сложно. Вырастишь своего молодого, говорили спикеры, а он уедет через пару лет. Представители крупнейших компаний в сфере разработки программного обеспечения действительно ездят по регионам и забирают к себе молодых и активных.

Иногда с точки зрения бизнеса дешевле «не растить детей», а найти готового специалиста или целую команду на условиях удалённой работы, особенно для продаж «на Запад». Поэтому, например, в Палексе открыли представительство в Казахстане и США. Аналогичным образом поступают практически все региональные российские IT-компании, ориентированные на международные рынки.

Попытки взаимодействия с местными вузами обычно не очень удачны. Спикеры отмечали, что «у вузов нет KPI», чтобы готовить тех, кто востребован бизнесом – трудоустройство выпускников по специальности не входит в показатели эффективности работы вуза. Преподавательский состав, значительная его часть, «устарел, отстал, демотивирован».
Имеющие опыт работы в высшей школе спикеры сочувственно констатировали, что преподаватель вуза завален всевозможными планами и отчётами, ему действительно некогда следить за современными трендами.

С другой стороны, повышать уровень образования можно, оставаясь в регионе. Записи конференций становятся доступными в Интернете буквально через день (SECON в том числе). IT-компании готовы брать студентов на стажировку (и берут), но хотели бы получать за это компенсацию.
«Смышлёненьких дайте, остальное сами сделаем» – вот типичный пример взаимодействия бизнеса и вуза. Участники пришли к выводу, что массовый пиар IT-специальностей надо проводить уже на уровне школьников.

Теснота родных стен


Все спикеры отмечали, что настаёт момент, когда «родные стены станут тесными, потому что в родных стенах трудно расти». Крупный бизнес в регионе быстро точно не построить.
Региональные вузы могут быть неплохими, но они никогда не дадут столько кадров, сколько есть в крупных городах. Спикеры отмечали, что всегда сложно найти специалиста «не для гейминга», а для решения, скажем, финансовых задач.

Для роста и развития, для успешного тиражирования продукта нужен грамотный маркетинг. Это большие деньги, а в родном небольшом городе «искать инвестиции практически невозможно».
Как уже говорилось, расширять сбыт можно только за счёт ориентации на внешние рынки. В этом случае оторванность от потребителей вызывает усложнение бизнес-задач.

Типичная структура компании среднего размера: в родном регионе остаётся разработка программного продукта, за границу переносится работа с клиентами. Руководитель/владелец при этом должен мобильно перемещаться между заказчиками и командой. Полный переход на удалённое управление провоцирует падение морального духа сотрудников.

Кстати, представители Томска проще относились к проблемам транспортной доступности, чем пензяки: «Час лёта до центра – это транспортной оторванности нет. Вот мы находимся in the middle of nowhere, точка посреди снежной пустыни».

Для полноценной работы в регионе к тому же не хватает «нормальной офисной инфраструктуры». По словам Андрея Галицкого, аренда адекватного офиса в Пензе стоит дороже, чем в Мюнхене.

Вывод: «если нет наполеоновских планов», вполне реально построить небольшой бизнес, «100 человек – это уже хорошо».

Месторождение или Место, где хочется жить


Уехать или остаться – вопрос личного самоощущения, признавали спикеры. (Причём не только владельца IT-компании, но и его работников, успешных высокооплачиваемых программистов.)
Личная мотивация, остаться или уехать, не связана напрямую с тем, как развивается бизнес: «Когда появятся деньги, появятся большие запросы, и станет не очень комфортно жить. Особенно, когда немного поездите по загранице (когда много поездите, тогда будет казаться, наоборот, хорошо). И будет такое субъективное ощущение, что город приводит в уныние», – сообщил Фёдор Владимирович, а остальные с ним согласились.

Стратегий, чтобы остаться, по словам спикера, две. Первая – вы видите в этом городе себя и своих детей через 5, 10, 15 лет.  Вторая – вы здесь временно. Это менталитет северных городов: вы здесь на вахте. Здесь месторождение, а вы просто засланный, чтобы поднимать бизнес. «Тоже хорошая стратегия, позволяет избавиться от ложных ожиданий и иметь трезвый ум», – констатировал спикер.

Тем, кто не рассматривает свой город как месторождение, спикеры советовали «переехать в хороший район, где получше жильё, чтобы было побольше интересных друзей», вести активную социальную жизнь, «активно вкладывать в свой город, чтобы почувствовать, что это ваш город и что он может меняться».

Надо трезво оценивать возможности и ограничения, существующие в регионе: «Вкладывайте в то, что можете: в образование, кадры, – говорили спикеры. – Вот вы сделали такую прекрасную конференцию. И отделяйте личное от бизнеса. Главное – сохранять ясный ум и не бежать от самого себя».

Тэги: Уезжать нельзя остаться. «Айтишники в поисках себя», SECON, SECON 2017, Улица Московская, газета, газета Улица Московская, бизнес, образование, власть, программное обеспечение, Владимир Розов, Евгений Мироничев, Федор Владимирович, Павел Кошак, Андрей Галицкий, Павел Берсенев, Пенза, Томск, разработка, информационные технологии, рынок, английский язык, удаленная работа, трудоустройство, маркетинг, деньги, инвестиции

17
Комментарии (0)
Добавить комментарий