RU
/
ENG
Войти
/
Регистрация
вход для пользователей

Разговор с атаманом. Казачий ренессанс на Пензенщине: реален али нет?

10 Августа 2018
Валерий Капленков

По мнению Вадинского хуторского атамана Валерия Конькова, миграционная политика в Пензенской области нуждается в диверсификации, принципиально ином духовном обрамлении. Изменится политика, и казачество с Божьей помощью возродится. Станет влиятельной силой, каковой было на заре освоения Пензенского края.

getImage (15).jpg

Любопытный факт


На выборах депутатов представительного органа самоуправления Вадинского района один кандидат, самовыдвиженец, уверенно победил конкурента. Тот был не простой — от партии власти. У почти сенсационной победы местного значения миграционные корни.

Незадолго до выборов прошел слух, что на постоянное жительство в район собираются переселить тысячу выходцев из южных республик. Один из тезисов независимого кандидата ложился зерном на свежевспаханное поле: «Я хочу, чтоб и через 100 лет на вадинской земле звучала наша речь».

Бытие и планы


В Вадинском районе казачьими поселениями или хуторами считаются сам районный центр и село Каргалей. В обоих казачьих хуторах числятся в казаках по несколько десятков человек. В Каргалее казаки концентрировались на базе сельскохозяйственной артели, которой командовал атаман Александр Мокроусов. После закрытия предприятия пошел разброд. Одни поехали вахтовать в Москву. Другие «ушли» полностью в домашнее хозяйство. Часть казачков будет трудиться в индюшатнике, который в селе ударными темпами возводит крупный отечественный агрохолдинг.

Райцентровские казаки трудятся также в разных местах. Кто на своей приусадебной фазенде, кто ищет удачу в краях иных, кто на местном производстве укоренился. Людей в сообществе мало что объединяет, кроме патриотических устремлений и желания следовать традициям, питать живительными духовными соками исконную культуру, быт. Неповторимый колорит русского национального фольклора стремится передать слушателям казачий ансамбль «Славяне», функционирующий при библиотечно – культурном центре. Ансамбль с успехом выступает на областных и российских зональных конкурсах.

казачий ансамбль.jpg
казачий ансамбль «Славяне»  

35.JPG

Восстанавливается Богоявленская церковь, когда-то духовный центр Казачьей слободы уездного городка Керенск, ныне Вадинск. В работах по восстановлению храма задействована группа казаков во главе с атаманом Валерием Коньковым.

сахнов 007.JPG
возрождаемая казаками церковь в Богоявленской, бывшей Казачьей слободе Керенска – Вадинска

Казачью специфику жизни целесообразно возрождать на собственной производственной базе. Казак в поле и один воин. В кризисы разные и прочие беспокойства сподручнее ватагой выступать. Атаман о том же мечтает: «Будь в районе казачков поболе, тогда б развернулись!».

крест 013.JPG
возрождаемая казаками церковь в Богоявленской, бывшей Казачьей слободе Керенска – Вадинска

Вадинские малопродуктивные земли касательно зерновых культур почти идеально подходят для пастбищного хозяйства. Разведение овец, крупного рогатого скота может стать своеобразной фишкой экономики района. В 90-е всерьез обсуждали идею завоза канадских бизонов, но экзотическое по местным понятиям «ноу-хау» претворить в жизнь власти не решились.
Для успешного развития малого бизнеса в животноводческой сфере очень кстати пришлись бы беспроцентные кредиты лет этак на десять. Тот оптимальный срок, за который начинающие бизнесмены – животноводы могли бы встать на ноги, обрасти жирком хозяйской уверенности. Но, увы, подобное за пределами мечтаний, хотя в некоторых «продвинутых» странах практикуется!

Новые рабочие места жизненно важны как для коренных жителей, так и для потенциальных переселенцев. Население Вадинского района неуклонно убывает уже не одно десятилетие. Без искусственной подпитки в виде мигрантов у территории абсолютно никакой перспективы!

Приезжих казаков можно было бы задействовать и в социальных услугах. После возведения Вадинского водохранилища, именуемого в обиходе морем, зародились проекты строительства на его северном берегу санатория либо пансионата. Место красивое, живописное, рядом сосновый лес. От сосны и «моря» дышится легко. За три десятка лет дальше разговоров не продвинулись. Чиновники, пугаясь рисков, чешут затылок. Высоцкий вспоминается: «Настоящих буйных мало, вот и нету вожаков».
  
Казаки — люди по натуре активные, достаточно буйные и вожаки средь них имеются. Казачья община обслуживала б пансионат и охраняла окрестную территорию.

Этюды прошлого


Вадинский край — традиционно казачий, хотя об этом подзабыли даже местные жители. Копнешь прошлое, и всплывают любопытные факты. Две первые слободы, образовавшиеся вокруг Керенской крепости, назывались Стрелецкая и Казачья. Выселившиеся из Керенска казаки и стрельцы «Выборного полка Государева» образовали села Выборное, Куриловка, Дубровка, Луговое. Казачьими поселениями изначально были Рахмановка и Кита. Деревню Чиуш-Каменка основали казаки и засечные сторожа. В советское время коренные жители Выборного отличались неспокойным, мятежным нравом. Партийное начальство наставляло направляемых в село руководителей обзавестись терпением и стараться поладить с потомками казачьей вольницы.

Перспектива


Валерий Коньков поделился идеей переселения семиреченских казаков, коих притесняют казахские и киргизские националисты. Уточню: как один из возможных вариантов — семиреченские! А в принципе, по мнению атамана, сгодятся любые «казачьи варианты»! Проблемы возрождения казачества требуют пристального внимания федеральной и областной власти. Казачье сословие в гражданскую едва не вырезали под корень. Большевики охранные войска государства жутко боялись и потому люто ненавидели. Отношение к казакам и проблеме возрождения казачества в современном обществе неоднозначное. Нередко можно услышать, что это чистой воды бутафорское явление, политический заказ, казаки, дескать, новые ряженые на авансцене нынешней российской действительности.

Подобные суждения совсем небезосновательны. Готов даже согласиться, что на данный момент казачьи войска — «потешные» войска! Ну и что? Казакам есть на что держать ориентир…на свое славное, героическое прошлое. Казачество в дореволюционной России было отнюдь не бутафорской, а грозной, вполне реальной силой! И другой впечатляющий пример.

Потешные полки Петра Великого, формировавшиеся в селах Преображенское, Семеновское! Кем они стали? Императорской гвардией, элитой Воинства Русского! Главное: наличие идеи и воли, как у казаков, по сути, заново рождающихся, так и у властей предержащих.

В конечном счете, выиграет Россия, ибо казачество — один из столпов нашей государственности. В более узком плане — Пензенская область, исконно казачья, колонизированная и освоенная русскими практически с нуля территория!

Фото автора и из семейной фототеки Коньковых.

Теги: Разговор с атаманом. Казачий ренессанс на Пензенщине: реален али нет?

5
Комментарии (0)
Добавить комментарий