RU
/
ENG
Войти
/
Регистрация
вход для пользователей

Путешествовать больше и дешевле. Красоты Военно-Грузинской дороги

14 Июня 2018
С каждым годом Грузия становится все более популярным направлением среди российских туристов. Если побывавшего в Сакартвело (так называют эту страну сами грузины) человека попросят рассказать о минусах такого путешествия, он глубоко задумается, и, скорее всего, не найдется, что ответить.

1.jpg

Сплошные плюсы


Начну с того, что виза российскому путешественнику в Грузию не требуется (хотя ее по-прежнему получают грузины при въезде в нашу страну). Во-вторых, с языковым барьером вы не столкнетесь. Большая часть взрослого населения прекрасно говорит по-русски. Вас может не понять разве что молодежь, рожденная в середине 90-х. Но сейчас в школах снова изучают русский язык. Так что с детьми также можно спокойно объясниться.

В-третьих, Грузия располагает к самым разным видам отдыха. Зимой здесь работают современные горнолыжные курорты (Гадаури, Бакуриани, Годердзи, Хацвали и Тетнулди). Летом любителей пляжного отдыха манят черноморские курорты Батуми и Кобулети. Круглый год Грузия будет интересна тем, кто предпочитает экскурсионный туризм: храмы, крепости, многочисленные культурные и исторические объекты есть практически в каждом населенном пункте. Ну и, конечно, гурманы едут сюда за новыми ощущениями: попробовать настоящие грузинские хинкали и хачапури, выпить молодого вина.

Экономнее — на автомобиле


В Грузию можно попасть самолетом, автобусом или на автомобиле. Железнодорожного сообщения между нашими странами нет. До 2008 года из России ходили поезда в Тбилиси и Батуми через территорию современной Южной Осетии (она была частью Грузии). Но после известного вооруженного конфликта, когда Южная Осетия объявила свою независимость, всякое сообщение с Грузией через ее территорию прекратилось. Сейчас граница полностью закрыта.

Стоимость перелета в Тбилиси из Москвы в обе стороны начинается от 12 тысяч рублей. Автобусом из Москвы в обе стороны билет стоит от 6 тысяч рублей. Не буду останавливаться на этих вариантах и предложу рассмотреть самый экономичный — на своем автомобиле. Именно такой вариант выбрали мы — поехали большой компанией на минивене и все расходы на бензин делили поровну. Кроме того, нам не пришлось пользоваться в Грузии услугами гидов, поскольку свои «колеса» всегда были с нами.

Попасть в Грузию на автомобиле можно только через Северную Осетию (пограничный пункт Верхний Ларс). Пешеходного перехода между нашими странами, кстати, вовсе нет. Рассчитайте путешествие так, чтобы не попасть на границу под выходные. Машин в это время здесь очень много. И в очереди с российской стороны можно простоять несколько часов, а то и половину суток. В будни поток автомобилей не так велик. Попробуйте попасть на границу в ранние утренние часы, тогда более вероятно, что границу вы пройдете легко и быстро.

При въезде нужно застраховать автомобиль. Прямо на контрольно-пропускном пункте. Застраховать транспортное средство можно на 15 или 30 дней. Но даже если вы въезжаете на два-три дня, страховать машину все равно придется на 15 дней. Таков установленный минимум. Стоимость страховки на 15 дней сегодня составляет 30 лари, на 30 дней — 50 лари. Курс лари к рублю колеблется. Несмотря на то, что официально он сейчас составляет 26-27 рублей за 1 лари, будьте готовы, что на границе вас «рассчитают» по завышенному курсу, как случилось с нами. Поэтому выгоднее за страховку расплачиваться долларами или евро. В любом случае, страховку надо купить. Потому как штраф за ее отсутствие, если вас остановит патрульный автомобиль, составит 200 лари. Так что лучше не рисковать.

Оранжевое настроение


Огромный плюс путешествия на своем автомобиле — в том, что можно остановиться там, где захочется. А на пути от границы до Тбилиси, поверьте, посмотреть есть на что. Отсюда (а точнее, чуть раньше — от североосетинского Верхнего Ларса) берет свое начало Военно-грузинская дорога (ВГД). Горный серпантин то устремляется вверх, то спадает вниз. Наибольшую высоту — 2395 метров над уровнем моря — он набирает на Крестовом перевале.

Но еще до Крестового перевала рекомендую сделать остановку возле нарзанного источника. Мимо него вы не проедете — заметите издалека по характерному буро-оранжевому цвету придорожного склона. Местные жители говорят, что этот источник — природное чудо. Хотя с научной точки зрения оранжевый цвет горы объясняется высоким содержанием в воде железа.

2.jpg

3.JPG

На вид склон мокрый и скользкий. Но это обманчивое впечатление. На самом деле он шершавый. Поэтому по нему можно спокойно забраться сколь угодно высоко. В общем, обязательно остановитесь — наберите с собой нарзана в дорогу (на вкус он слегка солоноватый), и сделайте фото на память. Вряд ли вы еще где-то увидите подобную красоту.

Перед источником дорога слегка расширяется, образуя удобную площадку для парковки нескольких автомобилей. Конечно же, у склона будет торговать всякой чучхелой, сувенирами и вином. Но не спешите здесь делать покупки — дальше будет дешевле!

Крестовый перевал и крепость Ананури


Вторую остановку на Военно-грузинской дороге рекомендую сделать у Крестового перевала. Там установлен знак с обозначением высоты — 2395 метров, и года открытия перевала — 1697 (!) Рядом со знаком находится часть разрушенного строения.

4.JPG

Но главная достопримечательность — это вид, который открывается с высоты. Если повезет с погодой, вы увидите заснеженную вершину Казбека — одного из главных символов Грузии.

5.JPG

Следующая остановка — смотровая площадка «Дружба народов». Она построена во времена СССР, и символизирует вечную дружбу русского и грузинского народов. Много лет она не реставрировалась, но сейчас дело пошло. Когда мы проезжали, там активно велись реставрационные работы.

6.JPG

Со смотровой площадки открываются прекрасные виды на горы. Например, далеко внизу, прямо под «Дружбой народов» находится идеально круглое озеро. Очевидно, искусственное. Еще одна точка на ВГД, где надо обязательно остановиться, — крепость Ананури. Ее также невозможно не заметить. Она находится по левую руку, если двигаешься в сторону Тбилиси. Считается, что крепость возникла в XVI веке и на протяжении последующих двух столетий служила северным форпостом обороны Закавказья, перекрывая дорогу, ведущую из Дарьяльского ущелья.

7.JPG

Ананури — целый комплекс сооружений, который включает в себя храмы, башни и другие постройки. Не все хорошо сохранилось — время внесло свои коррективы. Но, думается, власти Грузии найдут средства и хотя бы частично восстановят этот памятник истории. Пока же наслаждайтесь тем, что есть.

Добавлю, что посетить все перечисленные мной объекты можно бесплатно. И на каждой точке ведется бойкая торговля сувенирами. Но не спешите тратить деньги. Впереди — вся Грузия! И мы продолжим путешествие по этой удивительной стране в следующих материалах.

Фото автора

Теги: Путешествовать больше и дешевле. Красоты Военно-Грузинской дороги

13
Комментарии (0)
Добавить комментарий