Вход
/
Регистрация
вход ДЛЯ пользователей

Внеклассное чтение. Диалог культур глазами ученых

16 Февраля 2017

Сергей Ямашкин

27–29 октября 2016 года на базе Вятского опорного государственного университета (г. Киров), на организационной площадке факультета истории, политических наук и культурологии состоялась международная научная конференция на тему «Тексты, образы и символы исламской культуры в русской художественной традиции: история и современность».

1111111.jpg

Выступающие подчеркнули необходимость своевременного и активного взаимодействия органов государственной власти, учреждений образования и культуры, традиционных религиозных объединений в процессе противодействия экстремистской идеологии, в том числе и на территории Российской Федерации.

Александр Валентинович Мартыненко, профессор, доктор исторических наук, профессор кафедры всеобщей истории факультета истории и права Мордовского государственного педагогического института им. М.Е. Евсевьева (г. Саранск, Республика Мордовия) в своей рецензии на сборник «Тексты и образы ислама в русской культурной традиции», изданный Автономной некоммерческой организацией содействие научно-образовательной и литературной деятельности «Партнёр», отмечает следующее:
«Россия на протяжении столетий формировалась как государство, в котором соседствовали многие конфессии, церкви и религиозные общины. Однако особую роль в истории нашего Отечества сыграли две религии.

Во-первых, это православное христианство. Русская культура от Андрея Рублева до Достоевского формировалась под мощным влиянием православных традиций. Русская православная церковь веками создавала идеологический фундамент для российской государственности, а в настоящее время постепенно восстанавливает позиции, утраченные в не столь давние десятилетия атеистических гонений. Во-вторых, это ислам, с которым связали свою историческую судьбу многие народы России – татары, башкиры, народности Северного Кавказа.
Православное христианство и ислам суннитского толка по праву считаются традиционными религиями России, поскольку на протяжении столетий исповедуются большинством населяющих ее народов.

В современном российском социуме Русская православная церковь и российские мусульмане ведут большую, зачастую – совместную работу по преодолению всех видов ксенофобии, национальной и социальной нетерпимости, сектантского и политического экстремизма.
Всё вышесказанное создало благоприятные условия для формирования межкультурного мусульманско-православного диалога в нашей стране. Этот диалог развивался на протяжении столетий, переживал свои взлеты и падения, периоды застоя. Этот диалог был и остается по сей день одним из важнейших факторов этноконфессиональной стабильности в России – государстве и одновременно цивилизации, в основе которых лежит принцип единства в многообразии. Единство российской нации заключается в многообразии культур и традиций ее многочисленных народов.

Обозначенная проблематика всегда вызывала интерес и пристальное внимание ученых, специалистов разных направлений гуманитарного знания – особенно историков и филологов.
Так, в 2017 году увидел свет сборник статей «Тексты и образы ислама в русской культурной традиции», в котором приняли участие представители всех сфер гуманитарного знания из Москвы, Санкт-Петербурга, Кирова, Симферополя, Сыктывкара, Тольятти, а также Кировограда (Украина).

Актуальность данного издания обусловлена глобальным влиянием исламской цивилизации, стремительно возросшим в начале XXI столетия. Так, неотъемлемой чертой современного мира стал так называемый «исламский фактор», заключающийся в активизации в глобальных масштабах общественно-политических сил, доктринально связанных с мусульманской религией. К сожалению, в современной историографии и особенно в СМИ, формирующих обывательское сознание, «исламский фактор» зачастую почти отождествляют с так называемым «исламским экстремизмом», что во многом обусловлено повышенной активностью на международной арене многочисленных радикальных и экстремистских организаций, в той или иной степени апеллирующих к исламской традиции, искажая ее, полностью отказываясь от ее высокого гуманистического потенциала.

Созданию адекватного, неискаженного образа ислама во всем его многообразии и сложности как раз и способствуют научные исследования, в том числе российских специалистов – участников рецензируемого сборника.

Статьи, включенные в сборник «Тексты и образы ислама в русской культурной традиции», очень разнообразны по своему содержанию и анализируемой проблематике.
Отдельный интерес представляет статья Э. В. Гмызиной, посвященная весьма острой и актуальной проблеме формирования адекватного образа ислама в сегодняшних российских СМИ. В целом все публикации, вошедшие в данный сборник, отличаются высоким научно-теоретическим уровнем, информационной насыщенностью, представляя собой отдельные и самостоятельные исследования в области межкультурного диалога».

Убедительно выглядят логика и содержательные принципы формирования сборника: освещается роль исламской культуры в цивилизованном пространстве мировой культуры, анализируются в компаративном аспекте духовные аспекты исламской культуры (в сравнении с античной и христианской), рассматриваются различные формы рефлексии мусульманской культуры в художественных исканиях российской культуры.

По мнению рецензентов, материалы сборника имеют большое воспитательное значение, могут продуктивно использоваться в учебном процессе и в ходе подготовки различных культурных проектов, осуществлении культурной политики в регионах с полиэтничным и поликонфессиональным населением. Материалы сборника могут быть также использованы в процессе преподавания базовых дисциплин «История Отечества», «Новая и Новейшая история стран Азии и Африки», «Русская литература» и др. Сборник представляет несомненный интерес для специалистов по исламу, а также всех, кто интересуется данной тематикой. Готовый файл-книгу Издательства «Партнер» (www.anopartner.ru) для ознакомления можно скачать по ссылке - litnor.ru в магазине научной, образовательной и развивающей литературы «ЛИТНОР».

Источник фото: https://litnor.ru/



Тэги: Внеклассное чтение. Диалог культур глазами ученых

10
Комментарии (0)

Добавить комментарий
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ