Вход
/
Регистрация
вход ДЛЯ пользователей

Светлана Старостина: «Фестиваль « Мужская роль» расширяет спектр своих задач»

30 Ноября 2017
С 1 по 3 декабря в Пензе будет проходить X кинофестиваль имени И. Мозжухина «Мужская роль». О творческой «кухне» этого праздника хорошего отечественного кино, о событиях, которые войдут в программу впервые, и влиянии фестиваля на российский кинематограф в целом мы поговорили с бессменным организатором события — кинорежиссером, членом правления Гильдии киноведов и кинокритиков России, Почетным кинематографистом России Светланой Старостиной.

99.jpg

— Есть ли какие-то нововведения на предстоящем, юбилейном кинофестивале?

— Мы давно мечтали в рамках фестиваля проводить мероприятия, рассказывающие о выдающихся актерах — наших земляках. При участии известного киноведа и историка кино Вячеслава Шмырова впервые будет проведен вечер, посвященный народному артисту СССР Борису Тенину — уроженцу города Кузнецка.

Шмыров — один из самых крупных знатоков отечественного кинематографа, человек, друживший и общавшийся со многими великими актерами, он с большой любовью собирает сведения, истории, документы. И сейчас он заканчивает подготовку к этому вечеру, выбирает фрагменты фильмов с участием Тенина для демонстрации и готовит интересный рассказ о жизни актера.

Также впервые пройдут кинопоказы, посвященные памяти безвременно ушедших современных актеров:Егора Клинаева и Дмитрия Марьянова.

Так сложилось, что трагические события с каждым из них произошли совсем недавно. Сначала погиб Егор Клинаев, с которым я общалась в сентябре на кинофестивале в Екатеринбурге на премьере фильма «Честное пионерское-3» (на мероприятиях нашего фестиваля пройдет ретроспектива всей трилогии). Очень талантливый был парень, серьезный, умный, успевший за столь короткую жизнь сняться в 19 фильмах и сериалах.

 Егор не планировал всегда работать в кино. Был отличным музыкантом, и у него имелось огромное количество планов в этой сфере. Он не просто погиб, а совершил настоящий мужской поступок — хотел помочь другим людям, попавшим в серьезное ДТП на МКАДе, но был сбит другой проезжавшей мимо места аварии машиной.

Уход Дмитрия Марьянова в середине октября — очень большая потеря. Как актер он был в блестящей форме, являя собой яркое настоящее нашего кинематографа, да и театра тоже. Мы покажем картину «Игра в правду», которую в свое время не показали по разным причинам в рамках программы нашего фестиваля.

То есть фестиваль «Мужская роль» расширяет спектр своих задач: он становится не только мостом между зрителем и новыми фильмами, не только напоминает об Иване Можухине, но и вливается в общую систему ценностей отечественного кинематографа, отдавая дань памяти ушедшим давно или недавно актерам.

— Многим зрителям интересна «кухня» фестиваля. Например, чем вы руководствуетесь при выборе картин? Как получаете фильмы для показа, с кем общаетесь и ведете переговоры?

— Для выбора фильмов я опираюсь не только на собственные впечатления от просмотра. У меня есть единомышленники, коллеги — известнейшие кинокритики и киноведы из разных городов России, с которыми я постоянно на связи, и которые очень хорошо чувствуют и понимают концепцию и настроение «Мужской роли».

Этот так называемый экспертный совет, участники которого дают мне наводки на те или иные картины с посылом их потенциального соответствия духу нашего фестиваля или наоборот аргументированно отговаривают от включения в программу того или иного фильма.

Когда уже понятно, какой фильм нам нужен, начинается не менее важный процесс —поиск правообладателя. Все это тоже происходит путем обширной переписки с коллегами. Когда правообладатель найден, общаюсь с ним, объясняю, что за фестиваль, на каких условиях, когда нам нужна их картина и почему.

Каждый раз по-разному идут переговоры, но итог один: фильм нам могут не дать, например, по причине того, что он еще не был в прокате или, соглашаясь на все условия, с удовольствием предоставляют. Некоторые фильмы для их авторов — это крик души, возможность высказаться, проявить себя. В одой из прошлых наших программ был, например, фильм «Зеленая карета», возможно не выдающийся с точки зрения художественности, но, несомненно, — фильм-поступок, фильм-точка зрения. Такие фильмы нам дают без разговоров.

В нынешнем году к разряду таких фильмов я бы отнесла картину «Жили-были»
(реж. Эдуард Парри). У создателей стояла задача — донести до зрителя эту историю про русскую деревню, это настроение, поэтому никаких условий они не ставили.

— Как вы оцениваете резонанс фестиваля « Мужская роль» за пределами нашего региона? Указывают ли кинематографисты в списке своих достижений участие или победу на фестивале?

— По-разному. Кому-то это важно, участие в фестивале выделяется, обозначается, кто-то забывает об этом, но это не главное. На мой взгляд, наш фестиваль (и пусть это прозвучит нескромно) обратил внимание современного российского кинематографа на эту тему — мужская роль, причем роль героя, знаковой личности, и это несомненная заслуга фестиваля, потому что за прошедшие десять лет случалось и такое, то мужские роли-то были, а настоящих героев в фильмах при этом не было, а теперь все меняется.

Тенденция, когда сначала появляется фестиваль, а потом под него подтягиваются фильмы, не нова. Например, когда-то на Байкале был открыт экологический кинофестиваль — так им нечего было показывать на начальном этапе, а потом про фестиваль узнавали больше и больше — и стали снимать больше фильмов на тему экологии. Сегодня у них уже такое количество фильмов, что приходится еще и строго отбирать. То же самое и у нас: мне кажется фестиваль пусть опосредованно, но на кинопроцесс все же влияет.

— Кто для вас главный киногерой этого года?

— Я не член жюри, поэтому могу обозначить свои симпатии. Самый яркий киногерой этого года для меня Олег из « Аритмии». Это живой человек, который не вписывается ни в какие рамки, каноны «героического», но при этом является настоящим героем.

Замечательно сыграл его Александр Яценко, он вообще —актер потрясающий, но здесь идеально сошлось буквально все: и актеры, и история Натальи Мещаниновой — великолепного современного драматурга, и режиссер Хлебников, который достиг пика своей формы.

Общечеловеческое обаяние этой картины не идет ни в какое сравнение с другими работами для меня. Количество профессиональных наград тоже о многом говорит. Это один приз можно получить по блату или случайно, но когда их больше десяти, причем кинонаграды из самых разных точек земного шара, то это о многом говорит, это фильм про боль человеческую, понятный в любой стране.

— Кто из известных российских актеров станет героем уже нашего фестиваля, и почему вам захотелось позвать именно этого человека?

— К нам приедет потрясающий Роман Мадянов. Я, как член киноакадемии «Ника» каждый год голосую за него при условии, что у него роль, конечно. И не я одна. У Мадянова в любом фильме стабильно идет работа на уровне гениальности, просто выдающаяся актерская работа независимо от того, в главной ли он роли или в эпизодической. Он — единственный отечественный актер, у которого уже четыре «Ники» за мужскую роль второго плана.

Призы для кого-то могут не быть показателем, но тогда просто надо проследить его творческую судьбу: он стал актером в 10 лет, сейчас ему — 55 , пройден настолько интересный и удивительный путь, что можно назвать его, не побоюсь этого слова — великим русским актером. Пересмотрите фильмы с его участием, освежите в памяти, например, «Дикое поле» или «Левиафана» — мурашки по коже от того, насколько ощущается грань добра и зла, далеко не каждый способен так играть.

 Сейчас передо мной стоит сложная задача: выбрать для ролика, который продемонстрирует лучшие роли Мадянова всего несколько отрывков из фильмов с его участием. Надеюсь, справимся. Для меня его приезд — главное событие этого фестиваля, это большая честь для нас и настоящий подарок для зрителей.
Источник фото: фото автора

Тэги: Светлана Старостина: «Фестиваль « Мужская роль» расширяет спектр своих задач»

11
Комментарии (0)
Добавить комментарий