Вход
/
Регистрация
вход ДЛЯ пользователей

«Русский Вальтер Скотт» из Рамзая: ко дню рождения Михаила Загоскина

25 Июля 2017

25 июля 1789 года (14 июля - по старому стилю) родился русский исторический писатель, драматург и комедиограф Михаил Николаевич Загоскин. Автор большого количества пьес для театра, рассказов. повестей и таких романов, как “Юрий Милославский, или Русские в 1612 году”,“Рославлев, или Русские в 1812 году”, “Аскольдова могила. Повесть из времен Владимира I”, посвященных русской истории и пользовавшихся огромной популярностью у читателей своего времени родился в селе Рамзай Пензенской губернии, в родовитой дворянской семье.





Сейчас произведения Загоскина подзабыты широким кругом читателей, его пьесы давно уже сошли с театральных подмостков, да и биография известна разве что специалистам по русской словестности, а между тем Михаил Николаевич был не только талантливым литератором, чей путь к славе был, к слову сказать, достаточно долгим, но и вообще человеком интересной судьбы. Вступив в ополчение, он участвовал в Отечественной войне 1812 года, был ранен в ногу в сражении под Полоцком и за проявленную храбрость награжден орденом Св. Анны 4-й степени на шпагу, а подлечившись вернулся в действующую армию и фактически до окончания войны служил адъютантом при генерале Левисе. С 1817 года Загоскин работал в Императорской публичной библиотеке (Санкт-Петербург), а с 1823 — уже в Москве, в управлении московских театров, директором которых назначен в 1831 году. Кроме того, Михаил Николаевич с 1842 возглавлял один из ключевых музеев России – Оружейную палату.

Еще при жизни Загоскин, как, наверное, любой известный и читаемый автор, вызывал совершенно полярные мнения о своем творчестве, ведь не подвергаемые сомнению литературные удачи чередовались с проходными или вторичными произведениями. Кто-то считал его живым классиком, иным критикам казалось, что жанр в котором работал писатель, свое отжил, а что говорят о нем современные специалисты?

Мой собеседник - кандидат исторических наук, вице-президент Фонда содействия развитию русской культуры (г. Москва), историк и литературовед Вячеслав Викторович Нефёдов.



- Как так вышло, что писатель, которого в свое время называли «русским Вальтером Скоттом» несколько потерялся на литературной карте России к данному моменту? Что этому способствовало?


- "Потерялся" не только Загоскин, но и многие другие славные литераторы 19 века. Вальтер Скотт или Проспер Мериме, с которыми переписывался Загоскин, более известны в своих странах просто по той причине, что после них не так много имён, равных им по таланту можно назвать в западной литературе. У нас же - напротив. Этому способствовал тот факт, что в Российской империи после смерти Михаила Николаевича стало значительно большее количество талантливых людей заниматься литературным трудом. Литературное творчество перестало быть уделом избранных, прежде всего дворян. Уже к революции 1917 г. количество переросло в качество: был пережит как Золотой, так и близился к завершению Серебряный век русской литературы. Появилась и историческая романистика : ну куда, к примеру, тягаться сочинениям Загоскина с "Войной и миром" Льва Николаевича? Хотя в любом случае он остался определённым образом наставником и предшественником Толстого.

- Однозначно ли относились современники к творчеству Загоскина? Был ли он действительно самым ярким в своем жанре, насколько правдоподобно то, о чем он писал?

- Ну, однозначно ни тогда, ни сейчас мало к кому относятся, разве что к посредственностям испытывают однозначное равнодушие. Белинский вполне справедливо различал в творчестве Загоскина как несомненные удачи, так и вещи более слабые. Так и просвещённые дворяне - его современники: кто-то восторгался, а кто-то и негодовал. Да, для своего времени Михаил Николаевич действительно был не только самым ярким в своём историческом жанре, но проявил себя в других сочинениях иного рода. В целом, было более, чем правдоподобно всё то, о чём он писал. Особенно это касается романа о войне 1812 года, в которой он сам участвовал.

- М.Н. Загоскин много писал для театра, что скажете насчёт актуальности его пьес в наше время, будут ли они интересны публике сейчас, если кто-то решится их поставить?

- К сожалению, пьесы Загоскина, на мой взгляд, ушли глубоко в прошлое. Сюжеты его пьес не всегда были оригинальны даже в то время. В наше время они могут быть интересны зрителям в том случае, если ставить их в духе начала 19 века, с декорациями и костюмами того времени. Да и то, лично я бы их сильно подсократил. Все события в то время шли значительно медленнее. Это дествительно так, ведь даже, например, произведения Моцарта наши современные оркестры играют заметно быстрее.


- Сейчас все больший оборот набирают путешествия по старинным усадьбам, связанным с именами известных личностей прошлого. Остались ли в Рамзае какие-либо свидетельства, напоминающие о семье Загоскиных? Есть ли вообще потенциал у фигуры этого писателя, как еще одного «известного земляка» для нашей области именно с точки зрения туристической привлекательности?

- В настоящее время архитектурных памятников времён Загоскина в Рамзае практически нет. Назову разве что остатки липовой аллеи и фруктового сада, дом дворовых людей. Усадьба же не сохранилась. С точки зрения привлекательности для туристов нет ничего невозможного. Потенциал есть не только у Загоскина. Здесь главное - финансовая поддержка. Сумели же в белорусском Залесье почти в аналогичной ситуации создать буквально из ничего музей другого современника Загоскина, композитора М.К. Огинского, автора знаменитого полонеза "Прощание с Родиной".


- Жива ли традиция исторической прозы в России сейчас, как оцениваете ее состояние? Повлиял ли Загоскин и его книги на писателей, которые работали и работают после него?


- Традиция исторической прозы в России сейчас жива и будет жить. Я оцениваю её состояние на оценку "хорошо". Тиражи книг сейчас вновь такие, как и были во времена Белинского и Загоскина. Повторюсь, что Загоскин оказал значительное влияние на историческую прозу всего 19 века, с него брали пример, ему подражали. Его творчески осмысливали, как тот же граф Толстой.


- Наверняка в наше время редко кто читает труды Загоскина, с чего бы лично вы посоветовали начинать знакомство с наследием этого писателя? Какие его произведения хорошо читаются и в наше время и могут ли они быть интересны молодежи, подросткам?

В наше время редко кто читает даже Лермонтова, и Пушкина, если только это не задали в школе. Я посоветую всё же начать знакомство с книгами Загоскина с романов "Рославлев" и "Юрий Милославский". Молодёжь и подростки скорее всего лучше восприняли бы экранизации романов Загоскина. В наше время хорошо читаются те романы, которые написаны хорошим, простым русским языком и отражают вечные проблемы - конфликт добра и зла, любовь, патриотизм и многое другое.



Досье: НЕФЁДОВ Вячеслав Викторович. Родился в 1969 г. в с. Александровка Бековского р-на Пензенской области. Окончил исторический факультет Пензенского государственного педагогического института им. В.Г. Белинского. Кандидат исторических наук, вице-президент Фонда содействия развитию русской культуры. Проживает в Москве. Постоянный автор журнала «Сура», лауреат премии журнала (2013 г.).

Тэги: «Русский Вальтер Скотт» из Рамзая: ко дню рождения Михаила Загоскина , Михаил Загоскин, Юрий Милославский, Рамзай, Вальтер Скотт, день рождения, Аскольдова могила, произведение, пьеса, Отечественная война 1812, Оружейная палата, творчество, Вячеслав Нефедов, жанр, Россия, Проспер Мериме, литература, Серебряный век, литературное творчество, Лев Толстой, театр, проза, книги, историческая проза, Пензенская область

30
Комментарии (0)
Добавить комментарий