Вход
/
Регистрация
вход ДЛЯ пользователей

Рождество. Хоровая версия

11 Января 2017
В органном зале пензенской филармонии состоялся ставший уже традиционным рождественский концерт Академического хора Губернаторской симфонической капеллы под управлением Владимира Каширского. Вообще, этот коллектив хорошо звучит и на площадках покрупнее, однако в последнее время, судя по всему, в нашем городе вся «большая музыка» фактически уходит на небольшую сцену органного зала, только там иногда еще возможно услышать что-то посерьезнее сборных праздничных концертов «в кокошниках».



Хотя в данном случае камерная обстановка способствовала домашней атмосфере самого светлого праздника в году. Только огромная елка в центре зала несколько портила впечатление, визуально поделив хор на две части и совсем спрятав дирижера от зрителей, только самый первый ряд мог видеть коллектив целиком.

В последнее время я встречала немало обсуждений того, что же, собственно, петь обычному русскому человеку в зимние праздники, тема импортозамещения проникла и в музыкальную сферу. И если с Новым годом более-менее все понятно — «Елочка» и «Избушка» все еще неплохо держат оборону, то с Рождеством все не так однозначно.

Дискуссии на тему того, что уместно слушать или исполнять, «не ориентируясь на Запад», обычно заканчиваются ничем: мало кто находит что противопоставить мощным и давно занявшим свое место в музыкально-рождественском мире «Stille Nacht» Франца Груббера, «What Child is this?», написанную на мотив легендарной песни «Greensleeves» или другим классическим рождественским европейским шедеврам. Даже украинский «Щедрик» известен во всем мире и многократно перепевается исполнителями всех стилей, звучит как на праздничных гуляниях, так и в компьютерных играх и мегапопулярных фильмах и мультсериалах. А главного рождественского русского произведения «для масс» словно бы и не существует.

Академический хор пошел по самому правильному пути, составляя свою программу. Музыка ни в коем случае не должна разобщать людей. Поэтому в программе можно было услышать и тропарь «Рождество твое» IV века, который является главным гимном праздника в православной церкви, и романс Чайковского «Легенда» (кстати, все кто рос в 90-е, думаю, прекрасно помнят, как поп-певец Владимир Пресняков-мл сделал из этого произведения настоящий хит), и «Щедрик», и «Радуйся, мир!» Генделя.

В. Каширский: «Мы постоянно думаем над тем, что добавить к традиционному праздничному репертуару — находим и духовные произведения, и народные песни, и интересные песни современных композиторов. Сегодня, например, впервые прозвучит фантазия на тему песен Андрея Эшпая. По сложности все произведения программы тоже очень разные: некоторые достаточно простые, другие разложены на 8 голосов».

Коллаж из песен Эшпая публика приняла очень тепло, ведь большинство из них знакомо многим, их-то может напеть практический любой. А вот, к примеру, сочинение Г. Свиридова «Пушкинский венок» написано исключительно для хора, несколько номеров из этого хорового концерта звучат настолько внушительно, что становится ясно: обычный человек в данном случае может быть только слушателем.

Простым же решением «русской» проблемы в программе хора стали песни «Бубенцы звенят», «Что за дитя в хлеву чужом?», «Тихая ночь». На самом деле, это все те же самые классические рождественские песни, просто с хорошим русским текстом. Почему нет? Среднестатистический русский человек, к примеру, в напевании «Jingle bells» редко двигается дальше «jingle all the way», ну если душа просит, и мелодию знаешь, — значит надо петь! Ведь целый мир, к примеру, поздравляет именинников с днем рождения на мелодию «happy birthday to you», переведя основную фразу на тот или иной язык.

Или, опять же, вспоминается широко распространенная в основном до Второй мировой войны практика перевода отдельных песен и даже целых опер на язык какой-то конкретной страны. Спорный для многих с точки зрения «местечковости» момент, но почему бы слушателю и зрителю не предоставить выбор? Ведь именно благодаря такой практике десятки тысяч людей узнали, что «у любви, как у пташки крылья» или то, что паяц смеется «над разбитой любовью».

Если говорить о минусах концерта, то, во-первых — это какая-то пока неистребимая, увы, проблема со звуком во время «подводок» ведущего, а уж если публика начинает хлопать, разобрать, что говорят между исполняемыми произведениями совершенно невозможно. Не самой сильной стороной хора являются и некоторые сольные партии. Не обошлось и без спонтанного звучания самого «популярного» на концертах всех жанров произведения вот уже в течении лет двадцати — «Nokia Tune», кто-то из публики опять не потрудился выключить телефоны.

Зато «В лесу родилась елочка», прозвучавшая в конце, была исполнена практически в свинговой манере, вполне себе заявка в кросс-жанре к следующему фестивалю «Джаз-май». Но, в общем и целом, очень симпатичное впечатление, так что если вдруг пропустили в этом году — за песенным рождественским настроением в следующем непременно сходите на концерт Академического хора.

В.Каширский: «Главной новогодней и рождественской традицией для нашего хора являются именно эти концерты, к которым мы начинаем готовиться еще в сентябре, с открытием сезона. Что касается чудес, то они в нашем коллективе происходят постоянно».

Фото автора

Тэги: Рождество. Хоровая версия, Владимир Каширский, хор, музыка, Рождество, филармония, органный зал, концерт, академический хор, праздники, Stille Nacht, Франц Груббер, What Child is this, Greensleeves, Чайковский, Гендель, репертуар, Андрей Эшпай, произведение, песни, Свиридов, Nokia Tune, Джаз май

17
Комментарии (0)
Добавить комментарий