Войти
/
Регистрация
вход для пользователей

По Пензе с экскурсоводом: Первая женская гимназия (часть 1)

26 Июня 2016
Полина Елистратова

Корреспондент портала «Пенза-Онлайн» продолжает свое увлекательное путешествие по центру города Пензы в сопровождении профессионального экскурсовода. В центре внимания сегодняшней части исторического экскурса – здание Первой женской гимназии.

Первая женская гимназия

Рассмотрев во всех деталях памятник Борцам революции, наша маленькая экскурсионная группа продвигается вперед по асфальтовой дорожке, разделяющей Лермонтовский сквер и проезжую часть. Мы останавливаемся напротив величественного здания из красного кирпича, стоящего напротив нас, на пересечении улиц Советской и Лермонтова.

– Первая женская гимназия в Пензе была открыта в 1870-м году на базе женского училища первого разряда, – рассказывает нам Светлана Алексеевна. – Материальную возможность для этого обеспечил пензенский купец первой гильдии, коммерции советник, почетный потомственный гражданин И.А. Кононов, пожертвовавший в 1862-м году на создание женской гимназии пять тысяч рублей серебром. Гимназия имела гуманитарный уклон, контингент учащихся составляли преимущественно дети дворян и чиновников. Срок обучения составлял семь лет. Восьмой класс был педагогическим: многие выпускницы гимназии становились народными учителями. Из выпускниц гимназии следует выделить доктора биологических наук, заслуженного деятеля науки РСФСР Н.Н. Ладыгину-Котс, поэтессу и переводчицу В.К. Звягинцеву.

– А это здание с момента постройки выглядело точно так же, как и сейчас? – интересуется молодой художник.

– Должна сказать, что каждое историческое здание Пензы, а особенно общественного значения, старались перестроить и приукрасить, – говорит Светлана Алексеевна. – В 1897-м году бывшее здесь здание гимназии сгорело, и вместо него было сооружено новое, прекрасное, трехэтажное кирпичное здание, принятое в эксплуатацию в 1903-м году. Автором проекта был Иероним Севастьянович Китнер – видный петербургский зодчий, академик архитектуры, пропагандист так называемого «кирпичного» стиля. Он был также одним из основателей и редактором журнала «Зодчий», который издается по сей день.

Первая женская гимназия

– Кажется, я о нем слышала, – задумчиво произносит девушка-художница.

– Вполне вероятно, – улыбается экскурсовод. – Теперь чуть подробнее о стилистике здания. Кирпичный стиль – одно из направлений в архитектуре девятнадцатого века, отличительной чертой которого являлась замена лепных украшений и штукатурки декором из необлицованного кирпича. Постройки с неоштукатуренными фасадами встречались в России и ранее, но это были, в основном, производственные и складские сооружения, казармы, парковые павильоны. Как самостоятельное направление кирпичный стиль сформировался в середине девятнадцатого века. Постройки в этом стиле были относительно недороги и более «неприхотливы» в условиях российского климата, поэтому быстро приобрели популярность по всей стране. Таким образом, кирпичный стиль представляет собой рационализацию эклектики для массового и утилитарного строительства.

Справка «Пенза-Онлайн»: эклектика (эклектизм, историзм) в архитектуре – направление в архитектуре, доминировавшее в Европе и России в 30-90-е годы девятнадцатого столетия. Для эклектики характерно использование элементов так называемых «исторических» архитектурных стилей – неоренессанс, необарокко, неорококо, неоготика, неорусский стиль и т.д. Эклектике присущи, с одной стороны, все черты европейской архитектуры пятнадцатого-восемнадцатого веков, с другой – в ней есть принципиально другие свойства. Формы и стили здания в эклектике привязаны к его функции. Эклектика «многостильна»: постройки одного периода базируются на разных стилевых школах в зависимости от назначения зданий – храмы, общественные здания, фабрики, частные дома. Важную роль играют также и средства заказчика – богатый декор сосуществует с экономной «краснокирпичной» архитектурой.

– Если в «гражданской» эклектике кирпичный стиль был одним из направлений, то в промышленной архитектуре второй половины девятнадцатого века он стал господствующим, – рассказывает Светлана Алексеевна. – В этой области кирпичный стиль продолжает жить в двадцатом веке, органично вписавшись в модерн.

Строительство жилых домов в малых городах и на селе вплоть до шестидесятых годов двадцатого века часто сопровождалось оформлением экстерьера с помощью узоров, выполненных кирпичной кладкой. Перед вами классический образец здания кирпичного стиля. Обратите внимание, как все-таки красива эта бывшая женская гимназия: здание строгое и, в то же самое время, нарядное. Оно угловатое, но главный фасад выходит на Соборную площадь и поэтому усилен четырехгранным куполом. Первый этаж рустован: посмотрите на вязь кирпичной отделки, как будто он опоясан нарядной ленточкой…

(продолжение следует)

Тэги: По Пензе с экскурсоводом: Первая женская гимназия (часть 1) , Пенза, Пенза Онлайн, история, культура, архитектура, эклектика, кирпичный стиль, экскурсовод, Первая женская гимназия, гимназия, школа, образование, стиль, путешествие, экскурсия, центр города, город на Суре, Сура, Россия, РФ, провинция, Китнер, архитектор, художник, памятники, Кононов, Звягинцева, Ладыгина Котс, Китнер, проект, строительство, модерн, Соборная площадь

10
Комментарии (0)
Добавить комментарий