RU
/
ENG
Войти
/
Регистрация
вход для пользователей

По Пензе с экскурсоводом: дом Дворянского собрания

6 Апреля 2018
Полина Елистратова

Корреспондент портала «Пенза-Онлайн» продолжает путешествие по интересным местам центра нашего города вместе с профессиональным экскурсоводом. На очереди — здание пензенского Законодательного собрания (в прошлом – дом Дворянского собрания).

Мы продолжаем свое движение вниз по улице Кирова. Погода ухудшается, начинает накрапывать мелкий дождь. Студенты Художественного училища: парень и девушка с огромным мольбертом за спиной, спонтанно примкнувшие к нашей экскурсии, начинают волноваться о том, не прервет ли экскурсовод своего рассказа из-за внезапно разыгравшейся непогоды. Однако не успеваем мы сделать и пары шагов, как дождь прекращается.

улица Кирова

— Нам сегодня везет, — смеется Светлана Алексеевна, ведя вперед нашу маленькую экскурсионную группу. — Знали ли вы, что улица, по которой мы идем, а именно: улица Кирова, является рекордсменом города по переименованию? Она сменила много названий. С самого начала эта улица слыла Нижне-Посадской (здесь был один из посадов крепости), затем носила название Спасской.

С постройкой Троицкого женского монастыря улицу стали величать Троицкой. Одно время она называлась просто Большой, потом вот этот ее отрезок в один квартал звался Театральным (к этому мы еще вернемся). После революции она стала носить имя Карла Либхнета — деятеля германского и международного рабочего и социалистического движения, одного из основателей коммунистической партии Германии. Затем — имя революционера Кураева. И, наконец, со времени гибели другого деятеля революции — Сергея Мироновича Кирова — Кирова.
Так она и называется до сих пор.

Мы останавливаемся перед следующим за Музеем одной картины зданием, которое выкрашено в такие же приятные глазу охристые цвета, как и сам музей.

— Итак, следующая наша остановка — здание бывшего Дворянского собрания, – объявляет экскурсовод. — Согласно законодательному акту от 1785-го года дворянству в каждом губернском городе дозволялось иметь для проведения выборов в Дворянское собрание собственный дом, который в другое время служил бы местом общения, отдыха и развлечения представителей дворянства.

— А что вообще из себя представляет Дворянское собрание? — спрашивает молодой человек.

— Смею напомнить вам, что Дворянское собрание — это высший орган объединения дворян по сословному признаку, — отвечает Светлана Алексеевна. — А сейчас мы перейдем дорогу, чтобы я смогла продолжить свой рассказ…

Дворянское собрание

Во главе с экскурсоводом мы пересекаем проезжую часть и аккуратно встаем около одного из расположенных на другой стороне улицы домов.

— Прямо перед вами здание Законодательного собрания Пензенской области, бывшего Дворянского собрания, история которого насчитывает более 2-х веков, — продолжает она. — Когда-то все пространство улицы от угла и до того места, где мы наблюдали с вами спуск к Преображенскому храму, занимала усадьба воеводы. Но место для усадеб того времени было не очень хорошее из-за крутого спуска к реке: ни огород с садом завести, ни дом построить. Поэтому после трагической гибели предпоследнего воеводы Всеволжского, опекуном его детей усадьба была распродана по частям, где уже чинные люди города строили свои подворья.

Мы с интересом рассматриваем двухэтажное здание с парадным резным ажурным навесом из чугуна. На фронтоне навеса — герб Пензы: три снопа (пшеничный, ячменный и просяной), в переплетении дубовой и лавровой ветвей, перевитых лентами.

— Здание сохранило тот облик, какой ему придал проект известного в восемнадцатом веке архитектора Моргана, — говорит Светлана Алексеевна. — Реконструирована и парадная лестница, и лепнина зала. Сооружение Дворянского собрания использовалось как для выборов и собраний, так и для балов, концертов и спектаклей, которые посещали практически все представители Пензенской аристократии. В зале звучала музыка, кружились в танце прекрасные пары.

Здесь же, под звуки оркестра «кипит» Давыдов. Он держит за талию юную деву Евгению, которая еще не знает, чем обернется для нее эта встреча. Так описывается встреча героя-партизана, поэта Дениса Давыдова с его последней любовью. Но этой любви не суждено было иметь продолжения: «И этот край очарованья, где столько был судьбой гоним, где я любил, не был любим, где я страдал без состраданья, где так жестоко испытал неверность клятв и обещаний, - и где никто не понимал моей души глухих рыданий!». Он разлюбил этот край. Тоска и одиночество томили и сжигали сердце Дениса Давыдова, которое с каждым днем слабело и угасало. А душа поэта осталась с последней возлюбленной, в Пензенском крае, чему свидетель и это здание Дворянского собрания.

— Как грустно, — пожимает плечами девушка-художник.

— Память о событиях тех лет отмечена у нас в городе памятником герою Отечественной войны 1812-го года поэту-партизану Денису Давыдову работы скульптора Владимира Курдова, — добавляет экскурсовод. — Это единственный памятник, увековечивший Давыдова в гражданской одежде, а не в военной форме, что тоже указывает на его светское пребывание в Пензе. Он находится у нас на улице Московской в сквере его имени. Инициатор создания памятника — все тот же Георг Мясников. Заканчивая рассказ о пензенском эпизоде жизни Давыдова, хочу только добавить, что имя поэта-партизана увековечено на памятной доске, что находится справа от входной двери на здании Дворянского собрания.

Дом Пензенского депутатского дворянского собрания

Ее торжественно открыли в 2010-м году. Кроме исторических дат и того, что находилось попеременно в этом здании, она напоминает и о высших российских сановниках и выдающихся государственных деятелях, посещавших пензенское Дворянское собрание, среди коих и император Александр I. Во время первой мировой войны 1914-го года в этом здании размещался госпиталь. После революции — сначала Дворец труда, но уже через двадцать лет — Дом пионеров и октябрят имени 10-го съезда Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи. Нынешнее здание восстановили по старым эскизам и фотографиям, поскольку оно является памятником истории и культуры. Открылось здание Законодательного собрания 15-го июля 2008-го года. Сейчас здесь заседает Законодательное собрание депутатов Пензенской области. Внутри — галерея портретов всех наместников и губернаторов, а также виды прошлого Пензы и изображения преобразований герба города.

— А можно ли попасть внутрь? — интересуюсь я.

— Да, при желании сюда можно прийти на экскурсию, — улыбается Светлана Алексеевна. — Уверяю вас, это очень увлекательное и познавательное путешествие. Даже разрешается посидеть за столом председателя Законодательного собрания Пензенского края. Кстати говоря, здание Пензенского Дворянского собрания вдохновило на работу художника из Америки российского происхождения Григория Гуревича: он собирается написать картину о Пензе.

В числе других авторов он участвует в проекте Владимира Лузгина «Прошлое, настоящее, будущее Пензы»: шесть известных мастеров пишут город на Суре — православные храмы, улицы с деревянными домами, утопающими в зелени. Григория Гуревича особенно интересуют старина. И, кстати, движемся мы с вами к самому старому каменному сооружению Пензы…

(продолжение следует)

Примечание «Пенза-Онлайн»: в целях сохранения авторского права, а также исходя из определенного регламента, текст экскурсии приводится в сокращенном виде, с опущением стихотворных отрывков, цитирования и других лирических отступлений.



Теги: По Пензе с экскурсоводом: дом Дворянского собрания, новая рубрика, рубрика, история, география, Пенза Онлайн, Пенза, Сура, законодательное собрание, дворянское собрание, улица Кирова, Киров, революция, Георг Мясников, Мясников, Денис Давыдов, Давыдов, художественное училище, памятники, Пензенская область, доска почета, мемориальная доска, память, экскурсия, Троицкий монастырь, Преображенский храм, герб, аристократия, Отечественная война, Григорий Гуревич, Гуревич, Владимир Курдов, Владимир Лузгин

21
Комментарии (1)
0
Максим Денисов
А чего не прошли дальше и не постояли у кирпичного забора отгородившего некогда существовавший маленький скверик, где и стоял ранее памятник Денису Давыдову. И не рассказали, как в 90-х неизвестно каким макаром эту территорию прирезали территории женского монастыря, к которому она никогда и до Революции-то не принадлежала. Но стараниями одной ушлой бизнес-вумен (видимо не случайно взявшей имя своей дореволюционной предшественницы игуменьи Митрофании Розен), благославлявшей верующих редкой по тем временам мобилой, оказался изъят у города. Вот интересно было бы!
Добавить комментарий