Вход
/
Регистрация
вход ДЛЯ пользователей

Поэтический вечер 4 января в Пензе. Рифмы не должны мучить никого

10 Января 2018
Казалось бы, что показательного может произойти в праздничные ленивые дни наступившего 2018 года? А тем временем 4 января можно было послушать, что из себя представляет новая поэзия здесь и сейчас, и может ли это быть интересно миру, городу или твоей компании.



Сразу хочется сознаться, что любителем и знатоком современной поэзии я не являюсь, поэтому прошу данный материал считать не попыткой критического анализа, а именно что впечатлением человека практически случайно заглянувшего в пространство, которое обещали наполнить определенным настроением три поэта и один музыкальный коллектив и проверить себя на совместимость с транслируемыми формами творчества.

Итак, в тот вечер желанием почитать были объединены поэты Владимир Навроцкий (Пенза), София Амирова (Пенза-Москва) и Артем Осокин (Москва), а группа «Приход весны» отвечала за музыкальную составляющую.

Концепция вечера представляла собой следующее: каждый из поэтов читал три-четыре стихотворения, дальше играли блюзмены из «Прихода весны», а затем распаковывался очередной подобный сет: три захода слова плюс заход слов на музыку.

В идеале, в поле сформировавшихся у обывателя представлений о том, что есть поэзия, творец как минимум работает с рифмой и делает это мастерски и красиво, а как максимум — пытается жечь глаголом сердца людей, заставить их испытать боль, любовь, гражданский пыл, катарсис или иные сильные чувства. С некоторых пор существуют и поэты, которые дают людям помимо любви и боли настоящие шоу: проекторы, подтанцовки и оркестры им в этом помогают.

Но тут происходила другая история.

Некая отчужденность, самопогруженность — ключевое настроение этих выступлений. Нет, подтанцовки и заламывание рук — тоже не вариант, однако даже проговариваемые между стихами подводки выглядят иногда живее самих творений, ибо поэт смотрит в зал, и ты хотя бы немного улавливаешь его энергетику. Ну, или не улавливаешь, но хотя бы попытался.

В наше время не нужно затрачивать каких-то особых усилий, чтобы распространить свое творчество: связываться с самиздатом или ждать благосклонности литературных редакторов каких-нибудь журналов — есть же интернет. Каждый из поэтов, читавший на этом вечере свои стихи (абсолютно все — с гаджетов), уже выкладывал их ранее на своих страничках в соцсетях. Искать аудиторию — не первостепенная задача: сеть велика, обязательно найдутся люди, которые увидят в талантливо написанных строках что-то интересное для себя и поставят лайк.



Наверное у ребят, на самом деле не существовало мысли быть объединенными чем-то, помимо пространства выступления и явной симпатии друг к другу, однако же как только прошел первый сет, стало даже странно: практически все, очень много — рифмами и без говорят и о том, что уже было. Расковыривают, бередят, ищут, казалось бы, не краеугольные темы, позволившие им вырасти в неглупых и симпатичных людей, а порой какие-то мелочи и обрывки из прошлого… впрочем, вдруг и из этих мелочей?

Это все-таки главный диссонанс вечера: ты пришел такой взрослый, частично уже консервативный послушать свежих и дерзких, ты готов шокироваться сигналами как минимум из настоящего, а лучше — из будущего, а тут вдруг прошлое и законченные сказки: лирические герои словно бы поженились — и живут долго и временами счастливо, либо не женились, потому что у них зона комфорта именно такая — одиночество. Будущее как-то не просматривается, и именно этим ты слегка шокирован.

Понятие «стихи» иногда по форме на стихи было вовсе и не похоже, у Артема Осокина, например, это больше напоминает талантливый сторителлинг для личной странички. К его строкам так и просится какая-то смысловая картинка.

Впрочем, иногда цепляла форма и работа с рифмой В.Навроцкого, иногда — какой-то моментальный символический срез (настоящим днем, активнее прочих, судя по всему, живет София Амирова). Импонирует в принципе очень неплохая просто для жизни позиция, как показалось, всех троих: «не нравится — проходите мимо», она полна здравого смысла и инстинкта самосохранения. Не берусь судить о творческой стороне этой позиции, но суть выхода в люди, в мероприятие в таком случае не совсем ясна.

Судя по тому, что собравшихся на вечере было не так много, а интернет-резонанс той или иной величины у творчества каждого из поэтов в наличии, это — не поэзия для слушателей, а поэзия все-таки более для читателей.

Стало интересно, что думают сами поэты на эти и другие темы. И по-моему, это интересно соотнести и с их стихами, и с впечатлениями от вечера.

— Встречаясь с другими поэтами, вы спорите по поводу их и собственного творчества или только транслируете его, используете эти встречи, чтобы почитать?

Владимир Навроцкий: Ни то, ни другое. Мы просто разговариваем о том о сем, и умеренно веселимся. Для обсуждений стихотворений существуют другие форматы, более естественные: например, записи в Фейсбуке или критические статьи.

— При создании стихотворения с чем чаще всего мучаетесь — с рифмой, ритмом или чем-то еще? Много ли приходится заниматься технической стороной поэзии?

Владимир Навроцкий: Труднее всего собрать всё вместе: ритм, рифмы, подбор слов. И при этом всё же сказать то, что собирался сказать с самого начала, не уйти в сторону за рифмой или ещё чем-то.
Если стихотворение не идёт, я его откладываю на несколько дней, недель или лет. Всё равно все стихотворения рано или поздно оказываются дописаны.

София Амирова: Не стоит думать, что автор, осознанно отказывающийся от Силлабо-тоники, пишет как бы спустя рукава. Отнюдь, чтобы текст зазвучал, достаточно и других приемов. То есть я занимаюсь, конечно. Где-то вижу слово, которое набило оскомину, где-то ищу большей точности, и так далее. Рифма и ритм не должны мучать ни поэтов, ни читателей. А рано или поздно именно так и происходит, когда начинаешь видеть слова или целые строчки в угоду рифме сам по себе поэтический текст теряет свое значение и смысл.

— Если представить, что смартфон или планшет, с которого читаете, вдруг вырубается, как будете выходить из положения? Есть ли набор собственных стихов, который в голове навсегда?

Владимир Навроцкий:Один раз так было, с тех пор стараюсь с собой иметь ещё и распечатку, и всегда ношу переносной аккумулятор. Хорошо, в тот раз со мной была жена Наташа, и я смог почитать с её телефона прямо из своего паблика. Наизусть я помню два-три небольших стихотворения, но ведь я их и не пишу с расчётом на заучивание наизусть, это — стихи для взрослых людей, а не для утренника.

— Какие эмоции чаще всего остаются в стихах — тяжелые или светлые?

София Амирова: Наверное, тяжелые. Даже светлые эмоции иногда приносят усталость и боль от того, что это самое «светлое» — в прошлом и невозможно сегодня.

— А интересно ли было бы стать героем чьих-то стихов?

София Амирова: Были какие-то посвящения, героиней пока не была. Да, пожалуй, и не стремлюсь — я просто хочу читать сильные тексты. А кому быть героем пусть решает автор.

— Хорошее ли сейчас время для поэзии и поэтов?

Владимир Навроцкий: Не знаю, других времен я не видел. С одной стороны, поэты не собирают, конечно, стадионов; с другой стороны, бывали времена и намного хуже, конечно. Мне здесь нормально.

София Амирова: Плохое время для поэтов, для художников, для режиссеров, да и вообще жить стало сложно. Патовая ситуация в стране, профицит информации, который сводит с ума. Но так интереснее. Наверное, так надо утешаться.

фото автора



Тэги: Поэтический вечер 4 января в Пензе. Рифмы не должны мучить никого , поэтический вечер, BAR 60, Пенза, рифма, ритм, поэт, поэзия, современная поэзия, творчество, Владимир Навроцкий, София Амирова, Артем Осокин, Приход весны, стихотворение, стихи, музыка, выступление, соцсети, сторителлинг, Фейсбук, силлабо тоника, смартфоны, планшет

12
Комментарии (0)
Добавить комментарий