RU
/
ENG
Войти
/
Регистрация
вход для пользователей

Музей Тургенева на родине Лермонтова и Белинского

10 Ноября 2016
Олег Сиротин

В начале Великой Отечественной войны на оккупированной немецкими войсками территории остались сотни музеев: мемориальных, художественных, краеведческих. Большинство из них были разграблены, как, например, музеи П.И. Чайковского в подмосковном городе Клин и Л.Н. Толстого в Ясной Поляне, многие ценнейшие экспонаты украдены или уничтожены. Однако часть экспозиций удалось эвакуировать в тыл и тем самым сберечь.

Орловский объединённый государственный литературный музей И.С. Тургенева
Орловский объединённый государственный литературный музей И.С. Тургенева 

Более того, отдельные музеи работали и в эвакуации. К их числу относился Государственный литературный музей И.С. Тургенева из города Орёл, разместившийся в здании Пензенского краеведческого музея и начавший работу в первых числах ноября 1941 года, 75 лет назад.

Один из старейших литературных музеев СССР, открытый в ноябре 1918 года в бывшем «дворянском гнезде» на улице Тургеневской, и в Пензе нашёл приют среди таких же старых особняков на бывшей Дворянской, а теперь Красной улице.

Выбор места для эвакуации вряд ли был случайным: в Пензенской области, с её не уступающим Орловщине славным литературным прошлым, действовали два мемориальных музея — в Чембаре и Тарханах, и это обстоятельство могло быть учтено Народным комиссариатом просвещения РСФСР, распорядившимся эвакуировать Тургеневский музей в конце лета 1941 года.

Б.А. Ермак
Б.А. Ермак 

В то время война стремительно приближалась к Орлу, шла массовая эвакуация заводского оборудования и жителей области (9 тысяч из них нашли приют на пензенской земле), поэтому вывезти музейные коллекции из города оказалось необычайно сложно. Напрасно директор музея Борис Александрович Ермак пытался говорить о спасении исторических и литературных реликвий — не помогала даже телеграмма из Наркомпроса. Только благодаря содействию секретаря Советского райкома ВКП(б) П.В. Студенникова музею были выделены грузовики и два вагона — под самое-самое ценное.

Погрузку вели силами сотрудников музея, транспортные расходы оплатил сам Борис Александрович, продав часть личных вещей. В тех же вагонах с ценными экспонатами, в спешке, не получив ни командировочных, ни продовольствия, разместились Б.А. Ермак, его жена Екатерина Августиновна с двумя дочерьми и сотрудник музея Солнцев. Уже на станции вагоны едва не попали под бомбёжку, а путь до Пензы, в мирное время занимавший считанные дни, растянулся почти на месяц. Музейщики мёрзли, голодали, но держались стойко.

В Пензе Борис Александрович сразу же обратился в обком партии с просьбой выделить музею помещение. «Нам пошли навстречу, — вспоминал он впоследствии, — отвели первый этаж областного краеведческого музея. Здесь мы и обосновались...» Более того: силами всего трёх человек — супругов Ермак и Солнцева — была развёрнута экспозиция, и к 7 ноября 1941 г. музей открылся.

Один из побывавших в Пензе экспонатов музея И.С. Тургенева — диван «самосон»
Один из побывавших в Пензе экспонатов музея И.С. Тургенева — диван «самосон» 

Вскоре — 9 ноября — в областной газете «Сталинское знамя» была опубликована заметка Б.А. Ермака с описанием музея И.С. Тургенева. «В правом крыле здания размещены тургеневские комнаты: гостиная, столовая, кабинет-спальня и библиотека, — сообщалось в заметке. — В них расставлены вещи, принадлежавшие Ивану Сергеевичу.

В первой комнате — гостиной — останавливает внимание необычный диван — это знаменитый тургеневский «самосон», описанный им в романе «Накануне». Здесь же находятся охотничьи доспехи писателя: его пороховница, фляжка, шляпа и знакомый читателям «Бежина луга» ягдташ... Экспонаты отдельных стендов рассказывают о жизни и творчестве Тургенева по пятидесятые годы. Обращают на себя внимание редкие портреты мальчика, студента Тургенева и портрет его друга П. Виардо.

Музей И.С. Тургенева в Пензе
Музей И.С. Тургенева в Пензе 

Вторая комната — столовая, обставлена мебелью карельской берёзы, в ней оригинальные часы, о которых Иван Сергеевич писал в повести «Бригадир».

Третья комната — кабинет-спальня. Здесь работал и отдыхал великий писатель. Его рабочий письменный стол, кресло, кровать, шкаф и шахматный столик ярко воспроизводят быт писателя.
Четвертая комната — библиотека И.С. Тургенева. Старинные шкафы наполнены книгами, приобретёнными предками писателя и им самим.

Здесь же находятся вещи И.С. Тургенева, присланные в Россию из Франции после его смерти, наиболее интересны из них стол и кресло, за которыми в последний раз работал Тургенев во Франции. Привлекает внимание и мантия, преподнесённая И.С. Тургеневу Оксфордским университетом в Англии вместе с званием доктора обычного права».

 В тяжёлую для всей страны зиму 1941-1942 гг. сотрудники музея работали буквально круглосуточно: днём проводили экскурсии, вечером выступали с лекциями и чтением произведений Тургенева в госпиталях, школах, клубах. Энергичный директор привлёк к сотрудничеству с музеем эвакуированных московских и ленинградских художников, создавших замечательные портреты писателя и иллюстрации к его произведениям.

К работе музея подключился ещё один из его сотрудников, эвакуированный в Пензу позднее, — Анатолий Васильевич Василевский. Хотя материальное положение было сложным, энтузиазм Б.А. Ермака не угасал. «Тургеневцам» помогали коллеги из краеведческого музея, большую помощь оказывали также директор музеев В.Г. Белинского и М.Ю. Лермонтова А.И. Храмов и начальник Управления музеев Наркомпроса РСФСР А.Д. Маневский.

Музей привлекал внимание не только жителей Пензы. «Бойцы сибирских дивизий, шедшие тогда через Пензу на фронт, стали нашими непременными посетителями», — вспоминал Б.А. Ермак. Бойцы и командиры Красной Армии стали первыми посетителями выставки «Жизнь и деятельность А.В. Суворова», открывшейся в музее 9 августа 1942 г. Выставку подготовили сотрудники облоно и Тургеневского музея для размещения в клубе села Суворово Мокшанского района. В числе её экспонатов были копия бюста великого полководца работы скульптора К.Л. Луцкого (чугунный памятник, отлитый по этой модели, был торжественно открыт в селе Суворово 7 ноября 1942 г.), архивные документы, редкие книги и оружие суворовской эпохи, портреты и рисунки.

В течение осени 1942 г. музей подготовил также юбилейную выставку к 25-летию Октябрьской революции, выставки, посвящённые жизни и деятельности М.И. Кутузова, В.В. Маяковского, Н.А. Островского. Директор Тургеневского музея был первым, кто откликнулся на призыв, прозвучавший в статье А.В. Храбровицкого «В кино и театрах» («Сталинское знамя», 14 марта 1943 г.):

«Почему наши музеи — а их в Пензе три — не устраивают свои выставки в фойе кино и театров? В помещении музеев выставки видят несколько сот человек, а в кино и театрах увидят несколько десятков тысяч...»

До 9 мая 1943 г. музей развернул в фойе городских кинотеатров и театров выставки, посвящённые Красной Армии, лауреатам Сталинской премии, Александру Невскому, первомайским призывам ЦК ВКП(б), М.Ю. Лермонтову, В.И. Ленину и В.В. Маяковскому.

Однако на первом месте в деятельности музея в 1943 г. была подготовка к юбилейным тургеневским датам — 125-летию со дня рождения писателя (9 ноября) и 60-летию со дня его смерти (3 сентября). Кроме того, исполнялось 25 лет и самому музею. В издательстве «Сталинское знамя» готовилась к печати брошюра «Тургенев и родина», сотрудники музея подбирали материалы для новых экспозиций «Патриотизм в произведениях Тургенева», «Тургенев и крепостное право», «Прошлое нашей родины в произведениях Тургенева», «Тургенев и современность», составляли передвижную выставку о жизни и деятельности писателя для показа в районах области. А Борис Александрович, всей душой стремившийся на родину, уже в январе 1943 г. ходатайствовал перед Наркомпросом РСФСР о восстановлении разрушенного оккупантами Тургеневского музея-заповедника в селе Спасское-Лутовиново.

5 августа советские войска освободили Орёл. Б.А. Ермак, с 19 июня возглавлявший по совместительству и Пензенский краеведческий музей, начал хлопотать о возвращении музея в родные стены (сильно пострадавшие, но, к счастью, уцелевшие). Готовились к реэвакуации в Орёл и экспонаты Орловского и Елецкого краеведческих музеев, также вывезенные в Пензу.

Музей И.С. Тургенева в 1943 г. после освобождения Орла (вид с улицы): Из книги Я.А. Хелемского «На тёмной ели звонкая свирель»
Музей И.С. Тургенева в 1943 г. после освобождения Орла (вид с улицы): Из книги Я.А. Хелемского «На тёмной ели звонкая свирель»

1 декабря 1943 г. Борис Ермак сдал пост директора Пензенского краеведческого музея своему преемнику Н.А. Вандышеву. А 15 декабря на страницах «Сталинского знамени» была напечатана его статья «На родине Тургенева» — о восстановлении тургеневских мемориальных мест. Сообщалось о том, что силами сотрудников музея и добровольных помощников восстановлены два здания на улице Тургеневской — сам музей и соседний особняк, где намечалось разместить литературную экспозицию, и о принятии музеем первых посетителей.

Сейчас спасенный земляками Лермонтова и Белинского и земляками Тургенева музей по-прежнему встречает орловцев и гостей города.

Теги: Музей Тургенева на родине Лермонтова и Белинского, музей Тургенева, музей, Тургенев, Лермонтов, Белинский, Великая Отечественная война, музей Чайковского, Клин, Толстой, Ясная Поляна, экспонат, экспозиция, эвакуация, Орел, литературный музей, СССР, Пенза, Пензенская область, мемориальный музей, Чембар, Тарханы, Народный комиссариат просвещения, РСФСР, Борис Ермак, музейная коллекция, реликвия, Наркомпрос, краеведческий музей, Сталинское знамя, газета, диван самосон, диван, Накануне, Бежина луга, творчество, Виардо, Бригадир, часы, Россия, Франция, Англия, экскурсия, иллюстрация, произведение, Анатолий Василевский, Храмов, Маневский, фронт, Красная Армия, выставка, памятники, кино, театр, Александр Невский, Ленин, Маяковский, Вандышев

10
Комментарии (0)
Добавить комментарий