Вход
/
Регистрация
вход ДЛЯ пользователей

Трудности отечественного стратегирования

11 Января 2017

Андрей Сапунов

Есть такой анекдот, в котором уходящий в отставку руководитель передает своему преемнику три конверта с напутствием вскрывать их по мере усугубления проблем. Так в одном из конвертов при нарастании кризиса рекомендовалось затеять реформу. В какой-то мере с этим анекдотом перекликается недавняя активность Правительства, развернувшаяся вокруг написания обновленной стратегии развития Пензенской области.



Но прежде чем писать новую стратегию, было бы неплохо изучить судьбу предыдущей, оценить её удачи и провалы, а уж затем, опираясь на объективный анализ.

Как известно, с 1998 года наша область управлялась жесткой авторитарной рукой Василия Кузьмича и, фактически, любой программный документ региона всего лишь выводил в нормативно-правовую плоскость некий замысел, существовавший в неординарной голове экс-губернатора. 

Чтобы не утруждать Читателя просеиванием мутных грамматических конструкций, из которых состоит действующая редакция Стратегии, мы решили сразу обратиться к первоисточнику и поинтересоваться у главного бенефициара Стратегии, каким же он видел будущее Пензенской области. Нам удалось найти интервью Василия Кузьмича, данное агентству Интерфакс-Поволжье в 2007 году непосредственно после принятия программы социально-экономического региона до 2013 года.

Отбросив общие слова о “развитии конкурентных преимуществ” и “решении проблемы старения основных фондов”, мы видим, что Бочкарев нацелил область на движение в следующих направлениях:

- строительство животноводческих молочных комплексов в каждом районе;
- строительство заводов по производству плит ДСП и OSB и в целом развитие глубокой переработки леса;
- развитие тепличного цветоводства;
- стимулирование рождаемости за счет введения “девяти выплат на детей”.

Не надо быть дипломированным психологом, чтобы понять, что данная “стратегия” никакого отношения собственно к научному пониманию закономерностей общественного развития, к постановке экономически обусловленных целей, да и в целом ускорению темпов экономического роста области не имеет.

Судя по всему она рождена  исключительно на основе личного жизненного опыта Василия Кузьмича, когда он вырос рядом с совхозной фермой, а основой благосостояния его семьи была работа отца лесником.

И действительно гражданскому обществу неведомы расчеты, потдтверждающие бюджетную эффективность закачивания миллиардов народных рублей в проекты типа Дамате или Мокшанские Розы. Фактически, реализуемая прежним Губернатором в области политика являлась хаотическим набором поступков, которые могли иметь какую угодно подоплеку, но только не экономический рост региона и процветание рядовых пензенцев.

В тоже время бочкаревская стратегия имела одно безусловное преимущество: будучи предельно конкретной и подкрепленной недюжинной харизмой Кузьмича, в целом, она оказалась исполненной (за исключением глубокой переработки леса).

С учетом вышеизложенного, новая стратегия должна создаваться, опираясь на уже существующие точки роста, а не волюнтаристские фантазии. Будучи предельно конкретной и краткой, являясь ежедневной заботой Губернатора, реализация новой стратегия быстро станет первейшим предметом заботы областных чиновников.

Дабы сократить период мучительных сомнений областных чиновников и быстрее приступить к улучшению жизни пензенцев, ниже мы еще раз приводим областную стратегию (как мы ее представляем) в виде простого пронумерованного списка.

Отраслевые приоритеты:

- Кондитерские изделия;
- Пошив верхней одежды;
- Производство мебели;
- IT бизнес;
- Приборостроение;
- Производство металлических изделий.

Мероприятия по поддержке приоритетных отраслей:

- Льготное кредитование через “областной банк”, в первую очередь, программ повышения производительности труда;
- Повышение качества подготовки отраслевых специалистов в системе среднего профессионального образования;
- Развитие детского научно-технического творчества;
- Субсидирование экспорта в дальнее Зарубежье.

Территориальное планирование:

- Мораторий на строительство МКД в г. Пенза;
- Приоритет на развитии крупных райцентров (Мокшан, Сердобск, Кузнецк, Н. - Ломов, Никольск, Белинск, Башмаково);
- Трансформация малонаселенных деревень с угасшей налоговой базой в садоводческие товарищества (дачи);
- Сокращение числа муниципальных районов;
- Возрождение муниципального общественного транспорта;
- Введение областного стандарта территориального благоустройства;
- Массовое строительство площадок для уличного занятия спортом.

  Где взять деньги?

- Сокращение расходов на содержание государственных и муниципальных служащих;
- Сокращение расходов на поддержку спорта высших достижений;
- Введение пятилетнего моратория на строительство новых социальных объектов;
- Ревизия регионального списка социальных льгот;
- Замещение кредитов коммерческих банков бюджетными кредитами Минфина России.

Административная реформа:

- Переход на полноценный трехлетний бюджет с утверждением не позднее сентября месяца;
- Закон о бюджете утверждает как абсолютный объем финансирования госпрограммы, так и относительную долю в общем объеме расходов бюджета;
- Министры лично защищают свои госпрограммы перед областными депутатами и отчитываются за положение дел в отрасли.
А теперь мы переходим к самой пикантной части нашего повествования, где мы попытаемся пояснить, что без активной позиции гражданского общества в нашей области никакой приличной стратегии не будет принято, ни тем более никаких положительных экономических сдвигов не произойдет.

Последние дни национальную блогосферу буквально сотрясает дискуссия инициированная известным политологом Екатериной Шульман. Суть ее позиции заключается в том, что россияне живут в условиях гибридного политического режима, который снаружи демократический, но авторитарный внутри. Главной и единственной целью существования гибрида является сохранение власти правящей группировки. Именно поэтому гибрид не может позволить себе роскоши нести демократию по всему миру как, например, США, или провести индустриализацию за две пятилетки как СССР.

Но гибрид является крайне нестабильной политической конструкцией средний срок жизни которой составляет 15 лет. Затем гибрид переходит в состояние неустойчивого равновесия из которого он может перейти либо в демократию либо в авторитаризм. Выбор направления во многом обусловлен превалирующим экономическим партнером
Но у нас, как обычно, все не как у людей. Мы слишком большие, чтобы на нас кто-то мог оказать господствующее влияние и мы сами на себя влияем. То есть сейчас в России вообще, и в Пензенской области в частности, налицо ситуация, когда дальнейший вектор развития общества определяется исключительно активностью позиции социальных групп.

 И предложив сейчас Правительству консолидированный вариант областной стратегии сформированный региональным гражданским обществом, настояв на принятии бюджета развития, а не проедания будущего, мы обречены вывести область на устойчивую траекторию экономического роста.

Только так мы сможем построить область где у каждого человека будет работа по душе, где заработная плата это не прожиточный минимум, а надежный гарант гармоничного развития личности и где каждый сам определяет уровень своего благосостояния за счет многочисленных возможностей развития собственного бизнеса.

 Источник фото:www.forum.guns.ru

Тэги: Трудности отечественного стратегирования, стратегия развития Пензенской области, стратегирование, реформа, Пензенская область, стратегии, Василий Бочкарев, Бочкарев, интервью, Интерфакс Поволжье, строительство, экономический рост, проект, Дамате, Мокшанские Розы, производство, мероприятия, кредитование, субсидирование, деньги, расход, Минфин, административная реформа, бюджет, Екатерина Шульман

13
Комментарии (0)
Добавить комментарий