Вход
/
Регистрация
вход ДЛЯ пользователей

Укрупнение кооперативов: без альтернативы

14 Июля 2017

Известный пензенский предприниматель Игорь Чудновский — об инициативе и перспективах создания сельскохозяйственного кооператива второго уровня.



— В недавнем интервью министр сельского хозяйства области Андрей Бурлаков достаточно расплывчато обрисовал необходимость развития и поддержки кооперативного движения и его будущее. Мы обещали читателям предоставить альтернативную точку зрения.

— Я читал интервью, и речь сегодня не пойдет о какой-либо альтернативе. Министр в первую очередь имеет в виду первичные структуры — так называемые кооперативы первого уровня. Без них тоже не обойтись, но это всего лишь звено, которое мало отличается от хозяйства любого крупного фермера.

Создание первичного кооператива — это еще не решение проблем, которые стоят сегодня перед каждым сельхозпроизводителем: снабжения, сбыта, оптимизации затрат и пр. Это просто одна из форм хозяйствования, которая еще как-то поддерживается государством. Бытует мнение, что достаточно создать кооператив, получить грант — и вперед: выращивать, производить, торговать и т.д. На самом деле это — только начало.

— В своих публикациях мы сомневались, что отдельно взятый фермер сможет обеспечить и производство, и продвижение своих товаров на рынок…

— Кто-то, конечно, пытается решить эту задачу в меру сил и возможностей, но привести сегодня примеры функционирования системы кооперации, выстроенной в полном объеме — от сельхозпроизводителей до торговых сетей — трудно даже в масштабах страны. На поверку есть лишь достаточно мелкие производители, которые никак не влияют на экономику области, и поэтому мало заметны для регионального правительства и минсельхоза, и отношение к ним соответствующее.

— Кооперативное движение созрело для реорганизации?

— По крайней мере, у нас возникло понимание (а из интервью с Андреем Бурлаковым чувствуется, что оно есть и у власти), что из разрозненных коллективов должна возникнуть более крупная структура. Я возглавил инициативную группу, работающую над созданием кооператива второго уровня, который будет способен решить проблемы, беспокоящие сегодня всех мелких и средних производителей. Решение главной задачи – продвижения их товаров на рынок — будет достигнуто за счет укрупнения объемов, создания товарного вида, грамотного выстраивания логистических звеньев и ценовой политики.

Мы должны не просто создать очередной кооператив — они уже есть — а построить систему. Сегодня в области, если брать за критерий количество земли, примерно половина ее, а это около миллиона гектаров, находится в пользовании фермеров, мелких кооперативов и частников. Но если мы посмотрим, какова доля их продукта в структуре сельскохозяйственного сегмента экономики, она с трудом превысит 15 – 20 процентов.

Мы видим, как работают крупнейшие холдинговые структуры — «Черкизовский», «Дамате», «Русмолко» и т.д., знаем об их успехах и результатах, но с точки зрения землепользования — это только половина того, что у нас есть в области. Если углубиться в молочную тему, то «Русмолко» при всей его мощности, капиталовложениях и современной структурой управления занимает примерно 40 процентов на рынке товарного молока в области.

Остальная часть находится в руках мелких и средних производителей. И наша первая задача — объединить их под одной крышей, создать определенный бренд, добиться того, чтобы их продукция беспрепятственно попадала на прилавки именно в том формате, который совершенно справедливо требуют от поставщиков торговые сети.

— При этом фермеров все равно будет беспокоить вопрос их личного благополучия.

— Именно поэтому вторая наша задача — создать им более высокую и устойчивую доходность. Сегодня мы видим зависимость сельхозпроизводителей от множества факторов, ценовая политика в отрасли крайне неустойчива. Чтобы разобраться в проблеме, мы обратились к опыту европейских и канадских кооперативов. Выяснилось, что основной доход фермер получает не только от непосредственной продажи своей продукции, но и по результатам деятельности всей технологической цепочки — от производителя до прилавка, в частности, участвуя в капитале перерабатывающего предприятия.

Если опять взять в пример молочную промышленность, мы видим, что цена на молоко традиционно зависит от сезона: летом она ниже, зимой выше. Хотя, надо отметить, что сегодняшняя закупочная цена вполне соответствует среднеевропейской. Но, несмотря на такую благоприятную конъюнктуру, многие фермеры не могут выгодно продать свою продукцию в силу ряда причин: малого объема, логистических сложностей, несоответствия продукта требуемым стандартам качества, наличия посредников и т.д.

Но ведь конечный потребитель не видит сезонных скачков цен — на прилавках стоимость молока не зависит от времени года. Возникает вопрос — почему так происходит, в чем проблема? А проблема субъективна: нам говорят, что, мол, молока в летний период много, и поэтому оно дешево стоит. Позвольте, но как и когда в таком случае зарабатывать на производстве молока: когда его совсем не будет? Это всего лишь одна из многих проблем, которую можно решить, выровняв и утвердив ежегодную фиксированную цену на молоко.

В перспективе, конечно, необходимо создать свое производство или договориться с владельцами молокоперарабатывающего предприятия, чтобы кооператив смог войти в структуру его собственности. Нам не нужен контрольный пакет, нам не нужно руководить предприятием, нам просто нужно быть уверенным в том, что произведенная продукция будет востребована на рынке по установленной заранее цене. При этом очевидно, что сам кооператив будет заинтересован в развитии предприятия и реинвестировать часть дивидендов с согласия участников на его развитие.

Таким образом, создается идеальная и взаимовыгодная ситуация, когда предприятие уверено в том, что его закупки стабильны и гарантированны, а поставщики – в том, что их продукция будет куплена по оговоренной цене. Ведь в «Русмолко», по сути, происходит то же самое: выращивают корма, производят молоко, которое затем перерабатывается, скажем так, на дружественном предприятии.

Я не понимаю, что нам мешает делать это параллельно с холдингами.

— Вероятно, не совсем полная определенность в понимании организационной структуры объединения.

— Да, здесь гораздо больше собственников, которые могут исчисляться десятками и даже сотнями. Но есть мировой опыт, на основе которого мы подготовили предложения, как управлять деятельностью такого кооператива и как выстроить взаимоотношения между его членами. Помимо Устава, мы должны создать конструкцию, которая будет удерживать кооператив в определенных рамках и которая была бы понятна и прозрачна для всех его участников. Эта главная основа объединения называется Внутренним регламентом.

Окончание интервью с Игорем Чудновским читайте в ближайшее время.

Источник фото: фото автора

Тэги: Укрупнение кооперативов: без альтернативы, кооператив, Игорь Чудновский, сельскохозяйственный кооператив, интервью, Андрей Бурлаков, кооперативное движение, хозяйство, производство, товары, рынок, торговая сеть, экономика, Черкизовский, Дамате, Русмолко, ценовая политика, промышленность, стандарт качества, посредник, продукция, холдинг, организационная структура

27
Комментарии (0)
Добавить комментарий