Войти
/
Регистрация
вход для пользователей

«Смешарики. Дежавю». Чем больше экран, тем больше ответственность

2 Мая 2018
Одной из главных премьер для детской аудитории на майские выходные стал мультфильм «Смешарики. Дежавю».



Анимационная франшиза о круглых героях была создана в первой половине 2000-х, и помимо непосредственно анимационного сериала, насчитывающего 11 сезонов и нескольких многосерийных тематических ответвлений, вышло уже две полнометражных картины «Смешарики. Начало» и «Смешарики. Легенда о золотом драконе», так что «Дежавю» стали третьим «большим» мультфильмом на экране.

Стоит отметить, что в сюжетном плане сериал и полнометражные работы как были, так и остались связаны весьма условно: практически только сами герои и их «среда обитания» являются связующим звеном. Пытаться же, условно говоря, как-то разобраться с временной осью и корректно расставить на ней происходящее в полном метре и в сериале, практически бессмысленно.

Больше десятилетия Крош и Ежик остаются детьми, Бараш и Нюша не могут разобраться в своих чувствах, механик Пин мастерит хитроумные приспособления и так далее — и в этом нет ничего странного. Подрастают новые поколения детей, которым вовсе не нужны кардинальные изменения с героями для новых приключений. Поэтому большая часть мультфильмов из серии несет какие-то вневременные настроения конкретных ситуаций — от поэтичных до комических, от бытовых до философских.

Что касается полного метра, то ситуация со сценариями там несколько иная. Одними схваченными мгновениями полтора часа экранного времени сложно удержать зрительское внимание, нужна стратегия, линия, желательно актуальная, зрелищная и захватывающая. И вот уже в третий раз сценаристы берутся за дело с азартом и размахом, но в итоге выйти на уровень «супер» не совсем получается. Еще раз отмечу, что говорю именно об историях, а не о качестве картинки, звука и работе огромной команды в целом.



Итак, что же происходит в «Дежавю»?

Смешарики планируют празднование дня рождения медведя Копатыча, причем согласно пожеланиям самого именинника, торжество должно быть тихим и спокойным. Но энергичный и заводной кролик Крош не согласен с таким подходом, он считает, что праздник должен быть шумным и максимально экстремальным. Обзванивая все конторы по организации праздников, кролик обнаруживает, что или весь ассортимент услуг уже опробован друзьями на других праздниках, или интересующие его развлечения по разным причинам невозможны.

Почти приуныв, Крош внезапно обнаруживает рекламу туристического агентства «Дежавю», специализирующегося на путешествиях во времени. В его домике появляется стажер этого агентства, который безумно хочет влиться в коллектив и стать «работником месяца», и с энтузиазмом расписывает Крошу все прелести подобных путешествий. Однако что клиент, что представитель сферы услуг, недостаточно осведомлены о возможных последствиях неточного обращения с необходимым оборудованием (пульт, создающий межвременные порталы), и случается казус.

В качестве демо-варианта перемещения во времени агент предлагает отмотать время чуть назад, чтобы Крош мог со стороны посмотреть на себя, только что открывшего агенту двери. Случается временной парадокс: оба кролика остаются в реальном времени. Энтузиазм агента подвигает Кроша на подписание договора о групповом туре своих друзей, которых немедленно отправляют в самые разные эпохи. Однако неплатежеспособность юного кролика доводит ситуацию до драки, а неосторожное обращения с замысловатой техникой приводит к тому, что всех героев швыряет по эпохам. Причем элемент погони является одним из самых ключевых: стажер прилагает все усилия, чтобы скрыть свои «косяки» и вместе с уморительной группой аниматоров-мариачи гоняется за Крошем и его дублем — Шорком, которые в свою очередь ищут смешариков, раскиданных по странам и эрам.

Путешествия по времени — тема в кинематографе и анимации не новая. Чтобы чем-то удивить зрителя, нужно очень постараться.

Надо сказать, что с визуальной точки зрения Смешарики уже достаточно давно находятся на очень высоком уровне, как сейчас модно говорить — «локации» проработаны до мельчайших деталей. Мультики получается яркие, ироничные, без тени халтуры. И не только визуально: музыкальное оформление серии тоже всегда замечательное, грамотно и со вкусом стилизованное, но в этом смысле «Смешарики. Начало» чуть выигрышнее, чем две последующие картины: ни «Золотой дракон», ни свежий «Дежавю» не порадовали нас оригинальными песнями в саундтреке, а многим детям песни из «Смешариков» нравятся. Причем зачастую своим балансом на грани взрослое-детское.

И вот, наверное, мы подходим к главной теме. Смешариков всегда можно было смотреть всей семьей, а порой не только можно, но и нужно. Пожалуй, именно эта отечественная анимационная серия провоцирует наибольшее количество диалогов между детьми и взрослыми, именно в «Смешариках» есть немало вещей, которые взрослым стоит пояснять своим детям за счет присутствия в этой вселенной возрастных героев, которые не являются родителями или родственниками героев молодых. Кар-Карыч, Совунья, Лосяш, Пин, Коптатыч — это скорее наставники, коллеги, соседи по коммуне, нежели опекающие и контролирующие мамы и папы.

Основная масса отсылок, цитат, символов и стилизаций «Смешариков. Дежавю» тоже будет понятна в первую очередь взрослым. Древний Китай, Дикий Запад, Европейское Средневековье — все это с блеском обыграно, но детям, в багаже которых нет кинематографического опыта родителей и даже нужного количества уроков истории ( которая, напомню, начинается в 5 классе) эти находки не будут так уж очевидны. Им важнее видеть себе подобных, улавливать юмор, свойственный своему возрасту.

Взять тех же «мариачи». Они совершенно уморительны и точно проработаны: от псевдо-латиноамериканских текстов их песен до мимики и костюмов плюс этот изначальный бизнес-посыл руководства «Дежавю», что аниматоры нужны для расслабления клиента и настройки его на развлекательный лад — согласитесь, для лучшего понимания появления таких персонажей нужен жизненный опыт. Взрослым, которые отметят мастерский подход создателей в этих деталях, в свою очередь не хватает чего-то еще более взрослого или оригинального, ведь нужно оставаться в рамках детского сюжета.

А от детей в круговороте деталей может ускользнуть то главное, что адресовано именно им: почему Крош и его двойник-парадокс настолько разные, почему взрослеть тяжело, но в виду отсутствия других вариантов-необходимо?

Короткие «Смешарики» всегда не только развлекают, но и заставляют думать, и в рамках маленьких серий создателям удается держать замечательный баланс. А полный метр несколько сбивает эффект: тонкий слой морали намазывается на развлекательное полуторачасовое поле. Возможно, именно этот контраст сериала и кино-формата не дает поставить полнометражным «Смешарикам» наивысший балл?

Теги: «Смешарики. Дежавю». Чем больше экран, тем больше ответственность , кино, фильм, мультфильм, обзор, анимация, смешарики, авторские материалы

7
Комментарии (0)
Добавить комментарий